Первый агент
Выпускник МГИМО Василий Рудомино — успешный юрист, практикующий в сфере корпоративного права, слияний и поглощений, реструктуризации бизнеса. Член совета директоров аптечной сети «36,6» помогает знаменитой библиотеке иностранной литературы — ведь она названа именем его бабушки, Маргариты Рудомино. В пятницу г-н Рудомино оказался в центре скандала — его НКО «Содействие развитию конкуренции в странах СНГ» первой в России вошла в реестр «НКО — иностранных агентов».
Реестр Минюста последний год был важным «редутом» в противостоянии правозащитников и властей по закону об иностранных агентах. Чтобы испытать, как реестр будет работать, в него ранее пытался войти чебоксарский «Щит и меч», дочерняя НКО ассоциации «Агора». Но власти раскусили этого «троянского коня», и «Щит и меч» не зарегистрировали иностранным агентом. Тогда правозащитники объявили, что будут добиваться, чтобы «реестр никогда не был открыт».
В пресс-службе Минюста заявили РБК daily, что «Содействие развитию конкуренции в странах СНГ» получает иностранное финансирование и занимается политической деятельностью, потому и подпадает под закон об иностранных агентах.
Контактный телефон первого иностранного агента совпадает с приемной юридической компании «Алруд», принадлежащей г-ну Рудомино. Там РБК daily ответили, что тему иностранных агентов никто прокомментировать не хочет.
Один из действующих членов «Содействия развитию конкуренции в странах СНГ» рассказал РБК daily на условиях анонимности, что руководство НКО зарегистрировалось, не уведомив об этом своих членов, и между ними сейчас идет активная внутренняя переписка о ситуации.
Руководитель пресс-службы Федеральной антимонопольной службы Ирина Кашунина рассказала РБК daily, что «Содействие развитию конкуренции в странах СНГ» — уважаемое объединение юристов, занимающихся проблемами антимонопольного законодательства. Представители ФАС участвуют в «круглых столах», организуемых с участием г-на Рудомино. Г-жа Кашунина уверена, что эта НКО «не действует в интересах иностранного государства», а зарегистрировали ее агентом, потому что она обратилась в Минюст.
Закон об иностранных агентах уже создал ряд проблем не критикующим власти правозащитникам, а совершенно другим НКО — советам ветеранов, обществам охотников и рыболовов, благотворительным фондам и организациям помощи инвалидам. Теперь этот курьезный список пополнили юристы-антимонопольщики.
Что ждет НКО г-на Рудомино? Как минимум серьезное увеличение отчетности для госорганов. Правозащитники предсказывают также, что чиновники могут отказываться иметь дело с иностранными агентами. В парламенте высказывались идеи о существенном повышении налогообложения иностранных агентов и запрете для них нанимать волонтеров. Также существует вероятность, что вскоре государство потеряет интерес к этой теме: в августе Владимир Путин встретится с Михаилом Федотовым, главой президентского совета по правам человека. Президент и его советник намерены обсудить, что делать с этим скандальным законом.