Блицкриг Виктора Вексельберга
Скорее всего, в пятницу вечером Виктор Вексельберг позволил себе выпить шампанского. Один тост точно звучал как за победу над Швейцарией. За последние пять лет бизнесмен поднаторел в спорах с местными советами директоров и альянсах с акционерами. На этот раз он добился статуса совладельца компании Schmolz+Bickenbach.
За 58 млн франков Виктор Вексельберг приобрел 20,46% акций швейцарского производителя спецсталей. Сделка оформлена на дочернюю структуру группы Renova — Venetos Holdings AG. Продавцом выступила компании Schmolz+Bickenbach KG (S+BKG), которая представляет интересы наследников основателя компании (у нее останется 20% компании). В течение семи недель Venetos выставит оферту остальным акционерам, предложив по 2,85 франка за акцию.
Российский покупатель сыграл на том, что акционеры Schmolz+Bickenbach никак не могли договориться о путях вывода компании из кризиса. 2012 год S+B завершила с чистым убытком в 158 млн евро, ее долг превысил 900 млн евро, что в семь раз больше ее EBITDA. В пятницу на собрании акционеров совет директоров компании убедил большинство акционеров принять решение о допэмиссии на 330 млн франков, которое не устраивает S+BKG, так как при таком сценарии доля наследников сильно размывается.
Renova Виктора Вексельберга готова оплатить допэмисиию акций на 430 млн франков — такой сценарий выгоден наследникам основателя компании. Еще в апреле этого года Вексельберг договорился о единой тактике действий с S+BKG. Однако яльянс не помог: совет директоров компании подал иск в коммерческий суд Цюриха и ограничил голосующие права S+BKG, ссылаясь на то, что на ее стороне играет несколько акционеров. После сделки (стороны провели ее после собрания) последние решения акционеров приостановлены: сторона Вексельберга получила судебный запрет на одобренную на нем допэмиссию акций.
Новость о том, что русские купили долю в Schmolz+Bickenbach, стала неприятным сюрпризом для совета директоров компании. «Мы искали швейцарское решение, — заявил изданию SonntagsBlick член совета Геро Буттикер. — Теперь появился русский, и мы, швейцарцы, снова на лопатках». Издание Schweitz am Sonntag пишет, что генеральный директор S+В Марсель Имхоф покидал собрание акционеров в хорошем расположении духа: в этот день он выдавал дочь замуж и не подозревал, что через пару часов решение акционеров потеряет смысл.
«В Швейцарии акционеры выбирают совет директоров, а не наоборот» — так в интервью местным СМИ управляющий директор Renova Switzerland Владимир Кузнецов объяснил скорость сделки и ее последствия для Schmolz+Bickenbach. По его словам, российский акционер не мог изучить финансовое состояние компании, так как совет директоров не шел навстречу его просьбам. Теперь Renova вместе с другими акционерами готова сформировать новый исполнительный орган и заняться реструктуризацией бизнеса и выработкой стратегии его развития.
Председатель совета директоров Schmolz+Bickenbach Ханс-Рудольф Зандер уже объявил о решении подать в отставку.
Виктору Вексельбергу традиционно непросто работать со швейцарскими управляющими и независимыми директорами. Ему уже пришлось преодолевать сопротивление в компаниях Oerlikon и Sulzer. Их акционеры теперь сожалеют о войне с «этим русским», за три года капитализация первой компании с участием Renova выросла на 114%, второй — на 59%. Фондовый индекс SPI за три года прибавил только 32%.