Переизбран «третьим миром»
Швейцарец Зепп Блаттер сохранил пост президента ФИФА до 2019 года. Перед вторым туром голосования на конгрессе главной футбольной организации планеты в Цюрихе он остался без соперников.
Досрочная победа
Зепп Блаттер переизбран президентом ФИФА на пятый срок после того, как иорданский принц Али Бен Аль-Хусейн, соперник Блаттера на выборах, признал поражение, сообщает Reuters.
По правилам ФИФА в выборах президента организации участвуют все входящие в федерацию национальные организации, у каждой из которых по одному голосу. В первом туре победитель должен был заручиться поддержкой двух третей голосов, то есть 140 федераций. Блаттер получил 133 голоса, тогда как его единственный соперник — иорданский принц Али Бен Аль-Хусейн — 73 голоса.
Во втором туре победитель определялся простым большинством, и Блаттер получил бы его при сохранении достигнутого в первом туре перевеса, но Али Аль-Хусейн попросил слово и поблагодарил проголосовавшие за него федерации за поддержку, выразив надежду на лучшее будущее.
После признания своей победы Блаттер вышел на сцену и поблагодарил национальные федерации за поддержку. «Я буду командовать кораблем под названием ФИФА. Я люблю вас. Да, я не идеален. Но никто не идеален. Вместе мы победим. Вперед, ФИФА!» — заявил он.
Глава футбольной организации также пообещал сохранить миру чемпионат планеты и выразил надежду, что Бог и Аллах помогут ФИФА. «В конце своего срока я передам ФИФА своему преемнику. Система будет надежной», — пообещал Блаттер.
Попытка европейского переворота
Голосованию за президента ФИФА предшествовал один из крупнейший скандалов за всю историю существования организации. 27 мая швейцарская полиция арестовала семь чиновников организации по обвинениям США в коррупции, вымогательстве взяток и отмывании денег. Впоследствии Минюст США заявил, что обвинения касаются 14 человек, девять из которых — чиновники ФИФА, еще пять — руководители компаний, предоставлявших ФИФА маркетинговые услуги и трансляцию матчей. Американские прокуроры подозревают функционеров ФИФА в получении взяток на сумму более $150 млн.
Масштаб коррупционного скандала побудил Союз европейских футбольных ассоциаций (УЕФА) выступить за перенос выборов на срок до шести месяцев. УЕФА предупредил, что пятничная встреча может обернуться фарсом, и даже обсуждала ее бойкот. Руководитель организации Мишель Платини пригрозил, что в случае победы Блаттера Европа может бойкотировать главный футбольный турнир планеты — чемпионат мира.
Однако на этот призыв УЕФА не откликнулись другие континентальные федерации ФИФА: африканская CAF и азиатская AFC прямо заявили, что они против переноса голосования, решив поддержать действующего президента. Не поддержали Платини также Испания и Россия. Владимир Путин выразил поддержку Блаттеру и отметил политическую составляющую в действиях Минюста США.
Одним из тех, кто проявил солидарность с Платини, стала Ассоциация футбола Англии (FA). Ее глава Грег Дайк уже после переизбрания Блаттера заявил в интервью The Guardian, что FA с энтузиазмом поддержит инициативу бойкота чемпионата мира.
«Большая часть стран Европы проголосовала против Блаттера, как и вся Латинская Америка. Эти два региона, по сути, и есть чемпионат мира», — заявил Дайк. «Если бы УЕФА выступил против участия европейских стран в чемпионате мира, то мы определенно могли бы поддержать это решение», — пояснил свою позицию Дайк. Он уточнил, что не верит в готовность всего УЕФА в данный момент бойкотировать чемпионат. По его мнению, только отдельные страны бы присоединились.
В то же время Дайк отметил, что в связи с продолжением расследования необходимость в столь радикальных мерах может и не возникнуть, поскольку Блаттер, по его мнению, не досидит свой четырехлетний срок на этом посту. «Я думаю, много еще всплывет», — заверил Дайк.
Формула успеха Блаттера
Хотя федерации-участницы голосуют на выборах президента ФИФА анонимно, понятно, что решающую поддержку Блаттеру обеспечили, как и прежде, небогатые страны футбольного третьего мира, получающие от ФИФА щедрые дотации на «развитие футбола».
В общей сложности в ФИФА входят 209 федераций, и все голоса имеют одинаковый вес. То есть лидер и в футболе, и в экономике Германия, в которой насчитывается 6,3 млн зарегистрированных футболистов (больше всех в мире), и британская заморская территория Монтсеррат, где 200 официальных футболистов, имеют равные голоса.
Для победы во втором туре Блаттеру было бы достаточно набрать 105 голосов. Такое количество ему обеспечили бы Африка, Азия и Океания — слабейшие в футбольном смысле регионы.
Больше всего голосов в ФИФА — у Африки. Блаттер знает, что для победы ему необходимо заручиться поддержкой африканцев, отмечала перед голосованием газета The Guardian. Африканские страны приписывают личной инициативе Блаттера строительство в некоторых из них (например, в Замбии) тренировочных и технических центров. Блаттер, как считается, занял особое место в спортивной истории континента после того, как «привез» чемпионат мира в ЮАР в 2010 году.
Проигравший претендент
Соперником Блаттера на выборах президента ФИФА был один из трех сыновей короля Иордании — 39-летний принц Али бин аль-Хусейн. В 2011 году он стал членом исполкома ФИФА и одним из семи вице-президентов организации.
Принц получил солидное западное образование: сначала в Королевской военной академии в Сандхерсте (Великобритания), а затем в Принстонском университете в США. Сразу после выпуска в 1999 году он возглавил Федерацию футбола Иордании. Принц никогда не был профессиональным футболистом и не руководил каким бы то ни было футбольным клубом.
Выдвинув свою кандидатуру на пост главы ФИФА в январе нынешнего года, Аль-Хусейн заявил, что хочет «улучшить управление организации, сделать ее более транспарентной, а также восстановить к ней доверие общества». В своем предвыборном манифесте он пообещал в случае победы увеличить сумму, ежегодно выделяемую каждой стране — участнице ФИФА на развитие футбола, с $250 тыс. до $1 млн.
В мартовском интервью CNN принц выразил готовность покинуть исполком ФИФА, если Блаттера переизберут на пятый срок.
При участии Ивана Ткачева, Олега Макарова