«Катер» на снежных волнах
Универсалы повышенной проходимости хороши тем, что совмещают в себе комфорт легкового автомобиля с широкими возможностями полноприводного кроссовера. Изучаем, насколько удался этот симбиоз в Volvo XC70.
ДЛИННАЯ БАЗА
Нынешняя зима с ее снегопадами и холодами выдалась на редкость экстремальной. Все надеялись на потепление, но в конце марта зима отметилась дембельским аккордом, практически парализовав столицу.
В один из таких снежных дней выпала моя поездка на Volvo XC70 из Ярославля в Москву. Чистая, освещенная солнцем дорога постепенно покрывалась поземкой, затем по мере приближения к столице подул сильный ветер, раскачивающий сосны, и воздух наполнился белой пылью. Асфальт стал покрываться ледяной коркой, и в какой-то момент, чуть нажав на тормоза, я понял, что машина совсем не хочет тормозить. Вернее, она пытается изо всех сил, но не может. Тут же срабатывает ABS.
В этом отношении универсал повышенной проходимости несколько проигрывает полноценным внедорожникам. У этого Volvo центр тяжести находится низко, отчего при торможении воображаемый рычаг на переднюю ось получается небольшой. Колеса остаются недогруженными, и машина скользит по ледяной поверхности, словно тарелка по столу.
Внедорожники из-за высокого центра тяжести при торможении лучше наваливаются на переднюю ось. Вес машины при отрицательном ускорении упирается в колеса, и SUV как бы вгрызается в поверхность покрышками. Так что тормозной путь на скользком покрытии у подопытной машины заметно больше, чем у того же XC60.
Зато у ХС70 другие преимущества. В первую очередь это длинная база. Благодаря большому расстоянию между осями машина невероятно устойчива на снегу. Повадки универсала при этом замедленные: скольжение развивается плавное, спокойное. Volvo словно дает водителю подумать над следующим шагом. Снос компенсируется небольшим доворотом руля.
Также в любом автомобиле большое значение имеет то, как он ведет себя под тягой. И у ХС70 с этим все в порядке. Полноприводная трансмиссия с гидромеханической муфтой в заднем мосту настроена примерно так же, как у шведских кроссоверов. При пробуксовке передка момент перебрасывается назад. Однако у универсала есть приятная особенность, отличающая его от короткобазных машин.
У многих кроссоверов на скользком покрытии под тягой могут проявляться позывы к заносу. Даже у XC60 есть небольшая склонность к вилянию кормой. Универсал ХС70, наоборот, «стоит» как вкопанный. Просто жмешь на педаль, и машина едет в нужную сторону. Причиной тому опять же длинная база. На снежной каше это очень удобно. В особенности на нерасчищенной МКАД, где липкий снег ровным слоем засыпал полосы и приходилось прорывать новую колею. В таких условиях Volvo, как катер на снежных волнах, разбрызгивает белые хлопья и идет вперед.
ПОДВЕСКА НА РАЗНЫЕ ВКУСЫ
Но вот где длинная база может спасовать, так это на пересеченной местности, к примеру на въезде на неровность и при выезде с нее. На ХС70 нередко приходилось биться порогами о замерзший снег, а передний бампер то и дело царапал лед. Что ж, невозможно, чтобы автомобиль состоял из одних только достоинств.
Тестовый универсал имеет в своем распоряжении адаптивную подвеску с разными режимами работы амортизаторов. Кнопочки их включения располагаются внизу центральной консоли. Можно сделать амортизаторы мягкими или, наоборот, жесткими спортивными. Если нажать на кнопку и проехаться несколько десятков метров, то разницы в поведении машины не замечаешь. Однако со временем начинаешь понимать колоссальное отличие одного режима от другого.
В мягком комфортном режиме подвески машина столь же плотно стоит на прямой, да и в поворотах хорошо рулится, но при этом становится чуточку вальяжной. По ее кузову разливается приятная валкость. Volvo ХС70 перестает замечать ямки и прекрасно преодолевает «лежачие полицейские». В этом режиме автомобиль редко допускает пробои.
В спортивном режиме автомобиль остается таким же устойчивым в поворотах, но легкий налет вальяжности пропадает и универсал начинает нервно реагировать на проблемные участки дорожного полотна. Попадающиеся неровности частенько приводят к жесткому удару. В общем, вариативная работа подвески вполне удобна и дарит разнообразные эмоции.
Словом, универсал повышенной проходимости имеет свой шарм. С одной стороны, он ведет себя как вальяжный, мягкий и удобный легковой автомобиль, позволяющий насладиться комфортом и хорошей управляемостью в дальней дороге. С другой — ХС70 оснащен внедорожным полным приводом, который работает здесь «ровнее», чем на кроссоверах.