«Доктора» больше не боятся
Крупнейшая угольная компания «Распадская» пошла по пути «Мечела». Компания в прошлом году продавала уголь на внутреннем рынке на 30% дороже по сравнению с экспортируемой продукцией в Азию и на Украину. Еще пять лет назад из-за подобной политики Владимир Путин пригрозил прислать доктора к владельцу «Мечела» Игорю Зюзину.
Фраза «послать доктора» стала крылатой после совещания в Нижнем Новгороде 24 июля 2008 года, на котором Владимир Путин разбирался с причинами роста цен на металл. Тогдашний премьер-министр свой гнев обратил на владельца «Мечела» Игоря Зюзина. «Кстати, собственника, руководителя компании Игоря Владимировича Зюзина мы пригласили на совещание, но он вдруг заболел. А между тем известно, что в первом квартале текущего года компания продавала сырье за границу по ценам в два раза ниже рыночных, а значит, и мировых. А маржа где — в виде налогов для государства?.. Конечно, болезнь есть болезнь, но я думаю, что Игорь Владимирович должен как можно быстрее поправиться. Иначе к нему доктора придется послать и зачистить все эти проблемы», — прокомментировал Владимир Путин.
«Мечелу» гнев главы правительства обошелся дорого: в считаные часы котировки компании обвалились на треть, ей стали прочить славу «второго ЮКОСа». Уже в августе 2008 года Федеральная антимонопольная служба оштрафовала группу почти на 800 млн руб. как раз за разницу между внутренними и экспортными ценами на уголь. Тем самым всем угольщикам был дан наказ не завышать цены внутри России.
Впрочем, уже в 2010 году проштрафилась «Распадская» — ее «дочку» ФАС обвинила в том, что она отгружала уголь за границу как минимум на 12% дешевле, чем российским клиентам. ФАС же настаивала, что цены и на экспортном, и на российском рынке должны быть одинаковыми. Угольной компании потребовалось два года, чтобы дойти до Высшего арбитражного суда и доказать свое право устанавливать разные цены для российских и зарубежных покупателей.
После победы в суде теперь у «Распадской» нет необходимости секретничать. В своей отчетности она призналась, что в 2012 году продавала уголь в России почти на 30% дороже, чем за рубежом (110,5 долл. за тонну против 76,5—78,9 долл.). Причем в последнем квартале 2012 года разница оказалась еще более существенной: российские потребители платили 98,6 долл. за тонну, а азиатские покупатели — только 60,2 долл. (все цены унифицированы на базисе FCA Междуреченск). Компания объясняет это тем, что в Азию значительная часть поставок происходит на спотовой основе. Кроме того, экспорт, пусть и не по самым высоким ценам, — единственная возможность для увеличения продаж в условиях резкого падения спроса внутри России. Олег Петропавловский из БКС считает, что для компании такая ценовая политика оказалась вынужденной мерой. После аварии на шахте в 2010 году компания прекратила экспорт и растеряла клиентов, поэтому для возвращения на рынок ей пришлось немного демпинговать. К примеру, экспортная цена в Азию 60,2 долл. за тонну едва-едва покрывает расходы компании, ведь, по расчетам г-на Петропавловского, cash сost составляют 55 долл. на тонну угля.
ФАС не видит нарушений в действиях «Распадской», так как в условиях ограниченного внутреннего спроса компания вынуждена искать альтернативные рынки. «ФАС разработала критерии допустимых практик ценообразования, которые обеспечат единообразие решений регулятора, а также сформирует прозрачные правила игры для участников рынка», — рассказал начальник управления контроля промышленности и оборонного комплекса ФАС Максим Овчинников. В случае с «Распадской», если на экспорт приходится, к примеру, 10% продаж, запрет на продажу угля за рубеж по ценам ниже внутренних приведет к отказу поставок на экспорт, сокращению общих объемов производства и, как следствие, к росту издержек и уровня цен на внутреннем рынке, поясняет он.