Какие меры в экологии придут на смену Киотскому протоколу
До последнего времени единственным экологическим наследием новой России являлся Киотский протокол. По нему многие страны мира договорились о сокращении выбросов парниковых газов. Сейчас актуальными предложениями по созданию нового документа, «наследника» Киотского протокола, являются уже не меры по сокращению выбросов (которые во многом тормозили развитие экономик стран-участниц), а стимулирование развития «зеленого» сегмента промышленности как локомотива развития всей экономики в целом. В 2013 году, объявленном указом президента России годом экологии, на это стоит обратить внимание.
По данным Всемирного совета по экологическому строительству (WorldGBC), на здания приходится около 40% выбросов СО₂. В этом вредоносном показателе они опережают транспорт и промышленность. Такие цифры получаются при расчете на всем жизненном цикле здания выбросов СО₂ при производстве энергии и материалов, которые затрачиваются на строительство, эксплуатацию, снос и утилизацию зданий.
Очень важно поэтому рассматривать окружающую среду не только с точки зрения ее натуральной составляющей (природа и экология), но и рукотворную окружающую среду (здания). Чем экологичнее будут здания, тем меньше будут потребляться ограниченные природные ресурсы, меньше будет негативное влияние на природу и людей, живущих и работающих в этих зданиях.
Ведущую роль в стимулировании экологического строительства играет государство. Это видно из опыта США, Великобритании, Германии, Скандинавских стран. Китай сделал гигантский рывок вперед за счет государственной политики, от монополии угольных электростанций до тысячи сертифицированных и зарегистрированных зданий по стандарту LEED и проектов целых экогородов (Dongtan, Tianjin, Nanjing, Meixi Lake). Меры поддержки состоят из законодательных инициатив по внедрению экологического строительства органами государственной и муниципальной власти и способов стимулирования девелоперов, производителей и потребителей, которые сгруппированы на финансовые, тарифные, инвестиционные и административные, а также налоговые.
Помимо трех уровней общества (государство, бизнес, население) важную роль играют общественные организации, продвигающие идеи экологического строительства и устойчивого развития в части своей деятельности — WWF, FSC, «Гринпис», АВОК, САР, ГУД, НП «Зеленые стандарты», НБЭСР, НАУР. Пристальное внимание экологии нашей жизни начинают уделять Русская православная церковь, Общественная палата, «Деловая Россия», экспертные советы разного уровня.
Развиваются добровольные системы экологической сертификации, «зеленые» стандарты. Помимо распространения иностранных стандартов LEED, BREEAM и DGNB (первые два стандарта охватывают порядка 100 российских проектов) 1 марта вступает в силу российский экологический ГОСТ-Р. Перед ним стоят серьезные задачи заполнения нормативного вакуума в строительстве и вызовы завоевания позиций рыночными способами. Особенно показательно совпадение его выхода в «профильный» год. Здесь будут актуальны русские пословицы — о ложке к обеду или о первом блине. Стандарт BREEAM, помимо «домашней» версии для Великобритании и международных вариантов, имеет национальные издания в пяти европейских странах. Эти «франшизы» максимально учитывают местную специфику, но остаются международно признанным стандартом.
Введение таких адаптированных версий может значительно увеличить число сертифицированных зданий в этих странах. Опираясь на опыт сертификации сочинских «государственных» и других коммерческих проектов, Россия вполне может разработать национальную адаптированную версию — стандарт BREEAM Rus. Совет RuGBC сегодня пытается реализовать этот проект.
Венцом года защиты окружающей среды в России станет съезд экологов. Но также хотелось бы увидеть и крупное мероприятие-форум, которое поднимет осведомленность и узнаваемость устойчивого развития до самого высокого уровня кабинетов власти и бизнеса.