Особо крупные партии
В России снизилось число преступлений, связанных с оборотом наркотиков, следует из статистики за 2015 год, обнародованной полицией. Эксперты сомневаются, что новые данные отражают реальную ситуацию в этой сфере.
Улучшение статистики
Преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков, составляют примерно 10% от общего числа зарегистрированных: в 2015 году МВД зафиксировало почти 2,4 млн преступлений, из них чуть меньше 237 тыс. касаются наркотиков, следует из отчета МВД «Состояние преступности в России». Общее число и удельный вес таких преступлений уменьшились по сравнению с предыдущим годом: в 2014 году незаконный оборот наркотиков составлял чуть больше 11,6%, или почти 255 тыс. преступлений. Из находившихся в производстве дел по обороту наркотиков в прошлом году было раскрыто 136 тыс. случаев.
Почти три четверти всех преступлений, касающихся оборота наркотиков, квалифицируются как тяжкие и особо тяжкие, за которые предусмотрено наказание от пяти лет лишения свободы (то есть речь идет, например, о продаже наркотиков в особо крупном размере). В 2015 году таких правонарушений было зарегистрировано около 176 тыс. — это на 15 тыс. меньше, чем в 2014 году.
Правоохранительные органы стали ловить меньше «мелочевки» и изымать более крупные партии, полагает научный руководитель Института проблем правоприменения Вадим Волков. В разговоре с РБК он подчеркнул, что такие изменения в статистике могут быть связаны с тем, что силовики получили установку меньше привлекать к ответственности тех, кто хранит совсем небольшие дозы для личного употребления.
Данные ФСКН
В ФСКН также фиксируют укрупнение изымаемых партий: если в 2014 году в России изъяли в общей сложности 21 т наркотиков, то в 2015 году уже 36 т, рассказал в середине января на встрече с президентом директор службы Виктор Иванов. Более чем в полтора раза выросла масса изъятой марихуаны, почти в три раза — синтетических веществ. В пресс-службе ведомства РБК сообщили, что более детальная статистика будет представлена в середине февраля на коллегии ФСКН.
В данных правоохранительных органов сомневается координатор социальной работы Фонда содействия защите здоровья и социальной справедливости имени Андрея Рылькова Максим Малышев. Он полагает, что эти цифры не отражают реального положения вещей: в действительности уровень зависимости граждан от психотропных веществ не снижается.
С Малышевым соглашается Вадим Волков. По его словам, для главы ФСКН Виктора Иванова лучшим объяснением ситуации было бы то, что люди стали меньше употреблять наркотики, а правоохранительные органы теперь изымают сразу крупные партии. «Но не очевидно, что это так, поскольку есть разные способы регистрации подобных преступлений», — отметил Волков.
Региональные особенности
По регионам статистика остается стабильной. Первое место, по данным МВД, с 2006 года традиционно занимает Ингушетия. В 2015 году в республике каждое четвертое преступление было связано с оборотом наркотиков. Схожие цифры практически по всем Северному Кавказу.
Собеседник РБК в ФСКН объясняет этот феномен тем, что через эти регионы идет поток наркотиков из Афганистана. Эта версия совпадает с официальной позицией ведомства. «Важнейшим фактором, определяющим вектор развития современной наркоситуации в Российской Федерации, продолжает оставаться смертоносный трафик опийных наркотиков из Афганистана», — отмечается в аналитическом обзоре ФСКН.
С этим не согласен директор института Наркологического здоровья нации Олег Зыков. По его словам, мода сместилась с привозных наркотиков на синтетические, которые производят в России, поэтому контрабандой эту статистику объяснить нельзя. В разговоре с РБК Зыков подчеркнул, что алкоголизм и наркомания в большей степени объясняются проблемами, которые существуют в обществе. Именно эти проблемы и влияют на спрос на наркотики в регионе, полагает Зыков. Он также отметил, что к статистике правоохранительных органов следует относиться с осторожностью.
Ранее эксперты петербургского Института проблем правоприменения проанализировали официальную статистику преступлений, связанных с наркотиками, и сравнили работу Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков и Министерства внутренних дел.
Они пришли к выводу, что вес изымаемых наркотиков у ФСКН в среднем в два-три раза больше, чем у МВД. Это обусловлено тем, что почти во всех случаях в общем вале изымаемых силами ФСКН наркотиков есть отдельные преступления с очень высокой массой изъятого.
В среднем сотрудники ФСКН изымают в два-три раза больше наркотиков. Но эта разница велика в относительных показателях и невелика в абсолютных, подчеркивают авторы исследования. Сотрудники МВД изымают в среднем по 1 г наркотических веществ, а сотрудники ФСКН — около 2 г. Но в целом МВД регистрирует 75,6% преступлений по ст. 228 УК (хранение наркотиков без цели сбыта), чаще всего вменяемой наркозависимым.