Поможет ли план правительства предпринимателям
Руководитель портала товаров и услуг Tiu.ru
План правительства по развитию малого и среднего бизнеса в стране вряд ли принесет предпринимателям много пользы, но и не сулит особых проблем, что уже хорошо.
Стали известны детали антикризисного плана правительства в 2016 году, поддержке малого и среднего предпринимательства посвящены аж 20 пунктов из 96. Сработает ли?
Первый важный пункт — повышение порога применения спецрежимов до 120 млн руб. вместо текущих 60 млн руб. На практике ограничения обходятся созданием дополнительных юридических лиц. Мера из разряда must have, но заметного эффекта мы не увидим.
Продление режима ЕНВД — это мера, которая уже работает достаточно продолжительное время. То, что продлевают режим, новость скорее нейтральная. Вот если бы список объектов расширили, можно было бы говорить о положительном эффекте.
Установление единого норматива вычета налога на имущество, рассчитываемого по кадастровой стоимости, — мера, которая скорее условно влияет на развитие бизнеса. Планируется установить вычет по налогу на имущество для владения помещениями до 500 кв. м. В реальности у малого бизнеса почти нет таких площадей в собственности, подавляющее большинство компаний работает на арендуемых площадях. Купить помещение может не каждый, прежде всего из‑за высокой цены. По идее эта мера должна помочь производителям, которые, как правило, покупают в собственность землю для организации производственных мощностей.
Льготные условия предоставления имущества, находящегося в госсобственности, — это одна из самых спорных инициатив. Где есть слова «льготный» и «госсобственность», сразу появляется коррупционная составляющая. Все уйдет своим аффилированным структурам. Это даже не приватизация, за которую государство получает деньги, а раздача «на льготных условиях», то есть бесплатно. Надо смотреть на практику применения. Но уверен, что ничего хорошего конкретно от этой инициативы ждать не стоит.
Доработка системы патентов, на мой взгляд, является самым перспективным направлением работы с малым бизнесом. Задача — облегчить людям вход в предпринимательство, чтобы как можно больше населения было вовлечено в развитие собственного бизнеса.
У нас в стране очень большой теневой сектор экономики, значительная часть сделок по‑прежнему проходит «за нал», что очень характерно для малого бизнеса в принципе. Виной тому слишком сложные отношения с государством в налоговом плане. Это барьер как для старта бизнеса, так и для его легализации.
Во многих компаниях, которые работают на массовом рынке, апробирована стратегия увеличения клиентской базы, согласно которой необходим очень маленький входной ценник. Сначала нужно привлечь клиентов, а потом уже на них зарабатывать. Почему бы государству не попробовать такую же тактику — предоставить низкий порог входа для начинающих предпринимателей, а уже по прошествии определенного времени работать над монетизацией, в данном случае над сбором налогов. В нашей компании этот подход проверен и работает на все 100%. Со снижением порога входа в два раза рост числа клиентов увеличивается в три раза, LTV (live time value — деньги, которые клиент приносит за время сотрудничества с государством) увеличился на 40% на начальном этапе.
Необходимо выдавать патенты стоимостью от 3 тыс. руб., давать налоговые каникулы на 3–5 лет. Добиться тем самым критической массы предпринимательски активного населения. При этом проводить специальную политику стимулирования отдельных отраслей и направлений деятельности, например связанных с НИОКР, производством, несырьевым экспортом, технологическими разработками. К улучшению предпринимательского климата надо готовить общество в целом. Иначе мы получим базары по типу начала 90‑х годов.
Пожалуй, реальной помощи, направленной на развитие бизнеса, в представленном плане почти что нет. Но есть пункты, которые не сделают ситуацию хуже. И это главное. Не мешать.