Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Шойгу обсудил с министром обороны Турции Сирию и Ливию Политика, 21:43 Медики подтвердили передачу нового коронавируса от человека к человеку Общество, 21:43 Защита Трампа заявила о необходимости отклонить обвинения против него Политика, 21:42 Путин предложил заместителя Бастрыкина в генпрокуроры Политика, 21:34 Путин поручил создать организацию по реализации нацполитики Политика, 21:08 Мосгорсуд признал законным включение ФБК в реестр иноагентов Общество, 21:04 НХЛ признала игроком недели Александра Овечкина Спорт, 20:59 «Реал» подписал контракт с футболистом молодежной сборной Бразилии Спорт, 20:50 Путин предложил закрепить в Конституции регулярную индексацию пенсий Политика, 20:31 Пессимизм мирового бизнеса по поводу экономики вырос до рекорда Экономика, 20:30 Следователи допросили Голунова по делу о превышении полномочий полицией Общество, 20:19 В Пензе умерла актриса Марина Рузавина Общество, 20:05 В Госдуме назвали сроки рассмотрения поправок в Конституцию во II чтении Политика, 20:02 Суд в Кувейте смягчил наказание россиянке за растрату Общество, 19:55
Общество ,  
0 

Латвийские староходы

Фото: РБК

Рижский моторный музей — один из самых почитаемых в среде автолюбителей. Созданный в 1989 году группой энтузиастов, он собрал в себе богатейшую коллекцию автомобилей различных марок. В экспозиции нашел приют ряд раритетных автомобилей, которые не выставляются более нигде в мире.

Свою историю Рижский моторный музей ведет от Клуба антикварных автомобилей (КАА) Латвии, который был создан в 70-е годы прошлого века. Тогда такие активисты, как Элмар Жвигулис, Виктор Кулберг, Айя Гайле, Юрис Гагайнис, ездили по всей стране и выкупали по цене металлолома многие трофейные автомобили, попавшие в страну после Великой Отечественной войны. Время оказывалось безжалостно к ржавым староходам, как тогда называли олдтаймеры, однако труд латышских мастеров возвращал их к жизни. Иногда в руки членов клуба попадали уникальные находки, к примеру, такие как гоночный автомобиль «Серебряная стрела» концерна Auto Union.

Крестным отцом Auto Union считается сам Фердинанд Порше. После прихода к власти в Германии нацисты подготовили план демонст­рации миру своего технического преимущества, важнейшей составляющей которого был автоспорт. Фердинанд Порше разрабатывал спортивные машины для концерна, образованного на основе Audi, DKW, Horch и Wanderer. В основе конструкции его автомобилей лежали шасси D-типа и V-образный 16-цилиндровый двигатель объемом 6 л с компрессором в развале блока цилиндров. В 1939 году немецкий гонщик Ганс Штук на такой машине победил на горных автогонках во Франции и занял второе место на трассе Гроссглокнер в Австрии. После войны несколько трофейных «Серебряных стрел» попали в руки советских специалистов. Их передали в ведение завода ЗИЛ, где машины тщательно изучались инженерами. Некоторые конструктивные идеи были заимствованы для создания своих гоночных автомобилей, которые принимали участие в рекордных заездах и соревнованиях всесоюзного уровня в 1950-е, 1960-е годы. В 1976 году председателю латвийского Клуба антикварных автомобилей Виктору Кулбергу удалось выпросить автомобиль для рижской коллекции староходов.

Одна из жемчужин коллекции музея — единственный в мире хорошо сохранившийся грузовой «Руссо-Балт». Автомобиль ведет свою историю еще с дореволюционных времен, когда по указу императора Николая II в Риге на Русско-балтийском вагонном заводе, располагавшемся на ул. Валмиерас, было создано отдельное автомобильное предприятие. В 1909—1915 годах было произведено 625 автомашин, включая грузовики для военного ведомства. На сегодня из их числа сохранились только две: грузовая пожарная машина в Риге и легковой автомобиль модели «К», выставленный в Московском политехническом музее.

Богат музей и на автомобили так называемой кремлевской коллекции. Одним из первых из гаражей Кремля в Ригу приехал разбитый Леонидом Ильичом Брежневым Rolls-Royce Silver Shadow, подаренный ему в 1973 году президентом США Ричардом Никсоном. Машина не очень нравилась генсеку и после многолетнего стояния в гараже была передана военным, а затем отправилась к рижским собирателям ценностей.

Большой интерес здесь представляют автомобили из так называемого сталинского гаража. Особенно бронированный лимузин «ЗИС-115С». Всего в СССР таких автомобилей было изготовлено четыре десятка. В основном они использовались в правительственном гараже для нужд первых лиц государства. Вес автомобиля как у хорошего грузовика — 7 т, мощность двигателя — 162 л.с., расход топлива почти 30 л на 100 км.

Кроме того, в музее собрана уникальная коллекция автомобилей народного назначения, от обычной полуторки до универсала «Волга» для «скорой помощи». Есть даже газогенераторный грузовичок с «буржуйкой» у деревянной кабины. Водитель подбрасывал в нее деревянные чурки, которые, вытлевая, выделяли горючий газ, далее газ поступал в двигатель. Такая машина степенно разгонялась и небыстро, но все же ездила, пусть и с риском воспламенения.

Выстроились в рядок в рижском музее и американские «Студебекеры». Рядом с одним из грузовиков этой марки лежит доска, в которую забито несколько десятков гвоздей различной величины. Водитель машины все эти гвозди вытащил за многие десятилетия из колес трудяги Studebaker.