Колонка Владимира Слепака
Владимир Путин подписал перечень поручений по итогам заседания Совета при президенте по развитию гражданского общества и правам человека. И, в частности, дал указание до 1 февраля 2013 года представить предложения по созданию механизма «Российской общественной инициативы» на региональном и муниципальном уровнях власти. Этот механизм предусматривает сбор предложений граждан с использованием специального ресурса в Интернете и обязательное рассмотрение местными госорганами указанных предложений, получивших серьезную поддержку.
Идея создания сайта, на котором бы граждане выступали с законодательными инициативами, была впервые высказана Путиным в предвыборной статье «Демократия и качество государства». Тогда еще кандидат в президенты предлагал перенять опыт зарубежных, в частности европейских, стран, когда общественные инициативы, набравшие более 100 тыс. подписей, рассматриваются парламентом.
Действительно, Лиссабонский договор о внесении изменений в учредительные договоры ЕС закрепляет форму прямого участия граждан в политике союза. В соответствии со ст. 11 договора не менее одного миллиона граждан ЕС, являющихся национальными представителями определенного числа государств, могут взять на себя инициативу и предложить Еврокомиссии принять законодательный акт, который они считают нужным. На сегодняшний день нет четкой процедуры реализации права на эту гражданскую инициативу, равно как и нет способов защиты прав граждан при отказе Еврокомиссии рассматривать их заявление.
Это свидетельствует о том, что европейская демократия в области гражданского представительства еще не достигла нужного уровня. Тем не менее реализация права на гражданскую инициативу уже началась. Петиция о Европе, свободной от генетически модифицированных организмов, уже набрала более одного миллиона подписей и будет передана президенту Европейской комиссии Жозе Мануэлю Баррозу. Программа реализации этой петиции была запущена в марте 2010 года. Под эгидой «Гринписа» было собрано более одного миллиона подписей из каждого государства — члена ЕС, и до сих пор число подписей увеличивается.
В России ряд экспертов с той же целью обсуждения гражданских инициатив предлагают правительству РФ использовать площадку нового сайта «Российская общественная инициатива». По идее, любой гражданин может зарегистрироваться на сайте и опубликовать свои предложения. Однако выступать с инициативой смогут только те пользователи, которые прошли «процедуру идентификации с использованием структур «электронного правительства».
Замечу, что сегодня отсутствует правовая база, регламентирующая электронное голосование, и мы в очередной раз забываем, что у значительной части населения компьютеров вообще нет. Граждан сейчас больше волнует не «открытость», а способность реального правительства решать существующие вопросы и персонально отвечать за предвыборные обещания. Напомню также, что в последнее время все значимые законопроекты проходят процедуру общественных обсуждений на площадках «открытого правительства» и на сайтах профильных ведомств. Не слишком ли много «правительств» вовлекается в реализацию общественной концепции? Складывается ситуация, когда указанные организации будут дублировать уже существующие функции.
Я имею в виду прежде всего полномочия Общественной палаты. Напомню, что идея ее создания возникла в послании президента Путина Федеральному собранию страны в 2004 году. В нем говорилось о целесообразности использования опыта работы общественных палат в ряде регионов России для дальнейшего роста институтов гражданского общества. Тогда президент отметил: «Такие постоянно действующие негосударственные организации могут обеспечивать независимую экспертизу важнейших нормативных актов, непосредственно затрагивающих интересы граждан». В качестве одной из основных задач Общественной палаты закреплено выдвижение и поддержка гражданских инициатив, имеющих общероссийское значение и направленных на реализацию конституционных прав, свобод и законных интересов граждан и общественных объединений.
Статья 21 Федерального закона от 4 апреля 2005 года «Об Общественной палате Российской Федерации» регламентирует механизм реализации указанной задачи. Палатой осуществляется сбор и обработка информации об инициативах граждан Российской Федерации и общественных объединений.
Общественная палата организует и проводит гражданские форумы и слушания по актуальным вопросам общественной жизни. Их цель — выявление и поддержка тех же гражданских инициатив. Информацию о них Общественная палата размещает на создаваемом и поддерживаемом ее аппаратом интернет-сайте посредством еженедельно выпускаемых общероссийскими государственными организациями телерадиовещания в эфир на одном из общероссийских телеканалов и на одном из общероссийских радиоканалов обзорных информационно-просветительских программ. Кроме того, сведения о гражданских инициативах публикуются в специальном периодическом издании, созданном именно для этих целей.
Мы все беспокоимся за правильное гражданское общество, за чистоту и независимость наших общественных организаций, но не умеем или не хотим слышать их голос. Между тем у нас существуют очень сильные общественные объединения профессионалов своего дела. Но их инициативы остаются вообще без внимания власти. Вместо того чтобы совершенствовать эти взаимоотношения, мы хотим собирать 100 тыс. разрозненных мнений в Интернете, для того чтобы сформировать иллюзию народной сопричастности к процессу управления государством. При этом забываем совершенно, что многие вопросы решаются на гораздо более низком уровне: в селах, небольших областных городах. Живущим там людям не нужны новые законы, им бы мост отремонтировать, дрова завезти, открыть больницу, найти работу. Именно от решения этих маленьких проблем складывается вектор народного доверия к власти.