Надежда на авось: как отучить водителей ездить без страховки Партнерский проект, 07:50
МИД Казахстана вызовет посла России после заявления Захаровой Политика, 07:42
Запорожские власти заявили о подготовке Киевом провокации на ДнепроГЭС Политика, 07:36
Военная операция на Украине. Онлайн Политика, 07:35
Минстрой предложил продлить отмену экологической экспертизы для военных Бизнес, 07:32
Почему финтех не похоронит классические банки РБК и S+Консалтинг, 07:21
Эксперты нашли источник «бесплатных» денег для приоритетных госпроектов Экономика, 07:00
Объясняем, что значат новости
Вечерняя рассылка РБК
Подпишитесь за 99 ₽ в месяц
Посол России счел США участником конфликта из-за поставок оружия Украине Политика, 06:56
Aydinlik узнал о предложении Турцией своей системы платежей вместо «Мира» Финансы, 06:56
Как пополнить бюджет страны с помощью необычных автономеров Партнерский проект, 06:49
Военные Южной Кореи заявили о переброске авианосца США в Японское море Политика, 06:33
МВД объяснило остановку концерта Anacondaz в Перми Общество, 06:12
Продажи прокладок падают пятый месяц подряд после ажиотажа в марте Бизнес, 06:01
Выпущенная Южной Кореей после пуска КНДР ракета упала на полигоне Политика, 05:16
Общество ,

Ученые оценили связь COVID-19 с болезнью Альцгеймера

Общий ген для разных инфекций, в том числе для болезни Альцгеймера и COVID-19 — обычное явление. Оно встречается в неврологии, кардиологии, эндокринологии и т.д. Об этом РБК сообщил руководитель отдела исследований мозга Сергей Иллариошкин, комментируя соответствующие выводы американских ученых.

«У нас в организме всего около 20 тыс. генов и огромное количество биологических процессов, которые исчисляются десятками и сотнями тысяч и которые необходимо как-то регулировать этому небольшому числу генов. Поэтому очевидно, что один ген может часто выполнять самые разные функции и мутация одного гена очень нередко приводит к самым разным внешне по своим проявлениям заболеваниям», — заявил ученый.

Ученые назвали влияющие на выживаемость при тяжелом течении COVID факторы
Фото:Brandon Bell / Getty Images

По его словам, это общая биологическая закономерность. В обоих случаях у пациентов наблюдается нейровоспаление и роль микроглиальных клеток.

«Только в одном случае это запуск многолетнего процесса, на финише которого будет болезнь Альцгеймера. А на другом этапе, когда тот же ген запускает близкие по биологическому смыслу процессы, они в силу определенных причин протекают избыточно бурно, в неадекватно агрессивной форме, ведут к цитокиновому шторму и тяжелым коронавирусным последствиям. Условно при болезни Альцгеймера мы имеем «микроцитокиновый» шторм — незаметный, замедленный и растягивающийся на десятилетия. А в случае коронавируса этот цитокиновый шторм является бурным, одномоментным», — пояснил Иллариошкин.

«Думаю, что это не единственный ген, который является общим для инфекций и нейродегенерации, и, по идее, таких генов десятки. Не вызывает сомнений, что такого рода открытия нас ждут еще впереди», — добавил он.

Аналогичного мнения придерживается вирусолог, профессор МГУ, доктор биологических наук Алексей Аграновский.

Pro
Фото: John Pryke / Getty Images Мир теряет краски: как серый стал главным цветом эпохи
Pro
Фото: Robert Cianflone / Getty Images Тревога и стресс выматывают. Как вернуть энергию
Предприятия нуждаются в замене ERP-систем. Как подойти к этой задаче
Pro
Как стать сеньором в своей компании: пять советов прокачать экспертность
Pro
Фото: Fox 2000 Pictures При бессоннице лучше всего помогает снотворное. Почему это миф
Как вести деловую переписку: объясняют Ильяхов и Сарычева
Pro
Фото: Jamie McCarthy / Getty Images В 50 лет выглядит на 30: в чем секрет молодости Джареда Лето
Pro
Фото: Leon Neal / Getty Images Сравняла ли удаленка зарплаты в ИТ между Москвой и регионами

«Влияние человеческого гена OAS-1 на развитие болезни Альцгеймера и COVID-19 возможно. Данные заслуживают внимания. Нет сомнения, что гены пациента влияют на развитие различных инфекционных и неинфекционных заболеваний, тут нет сенсации. Степень влияния OAS-1 на указанные заболевания незначительна», — заявил РБК ученый.

Гериатр, заведующий учебной частью кафедры поликлинической терапии МГМСУ Юрий Конев, в свою очередь, назвал инфекцию и болезнь Альцгеймера разными процессами.

«Это два разных процесса. Нарушения, связанные с Альцгеймером, связаны в основном с геном, конечно. Альцгеймер — это наследственное заболевание, связанное с продуцированием некоторых белков, нарушение белкового обмена, а патогенез COVID-19 — это совершенно другие процессы, не связанные с белковым обменом. Это все равно что связывать ангину с переломом ноги», — прокомментировал РБК Конев.

8 октября ученые Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе выявили ген, варианты которого увеличивают одновременно риск развития болезни Альцгеймера и тяжелого течения коронавируса, сообщает Medical Xpress.

Исследователи подсчитали, что один генетический вариант гена OAS1 увеличивает риск болезни Альцгеймера примерно на 3–6% в популяции в целом, в то время как связанные варианты этого же гена повышают вероятность тяжелых исходов коронавируса.

Ученые секвенировали генетические данные 2547 человек, половина из которых страдала болезнью Альцгеймера. Они выяснили, что люди с определенной вариацией, называемой rs1131454, гена OAS1 чаще страдали болезнью Альцгеймера.

Кроме того, изучив четыре варианта гена OAS1, снижающих его активность, исследователи обнаружили, что варианты, повышающие риск болезни Альцгеймера, наследуются вместе с вариантами, которые также увеличивают базовый риск необходимости интенсивной терапии COVID-19 на целых 20%.