Россия отказалась от соглашения по выбросам углекислого газа самолетами
Россия не стала участвовать в экспериментальном этапе схемы контроля выбросов парниковых газов (ETC) самолетами. Об этом пишет газета «Коммерсантъ» со ссылкой на источники и Росавиацию.
Речь идет о механизме, регулирующем объем выбросов углекислого газа самолетами. Ранее он был одобрен некоторыми странами — участницами Международной организации гражданской авиации (ICAO) в рамках «Глобальных рыночных мер в гражданской авиации» (GMBM).
Программа предполагает, что с 2021 года при превышении уровня выбросов 2020 года авиакомпании будут платить компенсации. Первые три года страны могут принять участие в схеме добровольно, однако потом эта мера станет обязательной для стран с крупным парком самолетов, кроме некоторых государств.
Таким образом, авиакомпании, совершающие международные перелеты и превысившие бесплатную норму выбросов ETC, должны будут приобретать «квоты на выбросы» на специальной бирже. Вырученные средства будут направлены на природоохранные проекты.
В свою очередь, по словам источников газеты, Россия заявила ICAO, что не будет участвовать в экспериментальном этапе GMBM. В Росавиации сообщили, что на сессии ICAO ведомство озвучило свою позицию и отметило, что покупка квот повлияет на темпы развития авиации и безопасность полетов.
«Никаких улучшений в объеме эмиссии парниковых газов не наступит, по некоторым расчетам, она даже увеличится», — сообщили в Росавиации. Также в ведомстве уточнили, что это негативно повлияет на страны с развивающейся экономикой и авиаотраслью.
По данным «Коммерсанта», некоторые государства захотят сделать оговорки по ряду частей резолюции ICAO. В течение месяца делегации России и США также опубликуют свои оговорки.
Делегации России, Китая и Индии представили свои варианты контроля выбросов. Они предложили установить экологический сбор с государств в размере единой ставки с каждой тонны топлива для международных перелетов. Величину ставки определит ассамблея ICAO. Делегации хотят сделать сбор одинаковым для всех компаний, а участие в программе добровольным. Также развивающимся странам может быть предоставлена помощь.
Как отметил источник издания, исходя из предложения России, Китая и Индии, в рамках GMBM размер взноса будет связан с реальными действиями для снижения выбросов в секторе, а в случае ICAO такой связи нет.
Источники газеты в российской делегации пояснили, что к ограничению возможности развития авиации в развивающихся странах и вытеснению их с рынка международных перевозок может привести даже небольшая дополнительная финансовая нагрузка. Как отметил один из собеседников издания, отсутствие финансирования вынудит продлить ресурс устаревшей техники, что увеличит эмиссию и негативно скажется на заказах новых самолетов, а также ухудшит безопасность полетов.
Расходы возникнут, когда с 2017 года страны будут создавать регистр эмиссии эксплуатантов воздушного транспорта на национальном или региональном уровнях, отметил источник. Также мировое введение схемы может быть под вопросом из-за недобросовестной конкуренции, которая возникнет в прогрессирующих странах вследствие подавления быстрорастущих авиакомпаний.