Выручка крупнейшего онлайн-кинотеатра впервые превысила 1 млрд руб.
«Нет задачи быть прибыльными»
Выручка крупнейшего в Рунете онлайн-кинотеатра Ivi.ru в 2015 году превысила 1 млрд руб. — после выплаты налогов и отчислений партнерам, которые составили еще 550 млн руб., рассказал журналистам основатель и гендиректор Ivi.ru Олег Туманов. Рост выручки год к году составил 46%. В Ivi.ru считают, что ситуация на рынке легального видеосмотрения в Рунете начала «сильно меняться» благодаря новому антипиратскому законодательству, которое позволяет блокировать пиратский контент в Сети. У самого Ivi.ru видеосмотрение за прошедший год выросло на 30%, до 44,2 млн часов.
Крупнейший по выручке российский онлайн-кинотеатр Ivi.ru запущен в феврале 2010 года компанией Digital Access, приобретенной годом ранее фондом ru-Net Леонида Богуславского. Основными акционерами компании являются фонды Baring Vostok, ru-Net, Tiger Global Management и компания «Интеррос». В 2014 году Ivi.ru впервые за пять лет вышел на операционную прибыль, рассказывал Туманов, правда, не раскрывая точный ее размер. Впрочем, по данным базы «СПАРК-Интерфакс», в 2014 году сервис по-прежнему оставался убыточным — 332,7 млн руб. при выручке 728 млн руб.
Аудитория кинотеатра в декабре 2015 года составила 26,8 млн пользователей, общее число просмотров в 2015 году составило 2,3 млрд. Ivi.ru зарабатывает как на рекламе, так и на платных опциях для пользователей (например, просмотр отдельного фильма стоит от 99 руб., а месячная подписка на всю библиотеку — 399 руб.). Количество пользователей, платящих за подписку, в 2015 году в среднем составило около 82 тыс. в месяц. В целом же около 165 тыс. пользователей каждый месяц платили за фильмы на Ivi.ru. Всего с момента введения платных сервисов в Ivi ими воспользовались около 820 тыс. человек.
В конце 2014 года Ivi.ru впервые показал операционную прибыль, однако не раскрыл ее объем. На презентации итогов 2015 года Олег Туманов заявил, что сейчас Ivi.ru находится в состоянии безубыточности. «Мы можем быть суперприбыльной компанией уже сейчас, но для этого нам нужно замедлить рост, — пояснил топ-менеджер. — Мы сейчас активно нанимаем людей, у нас идет экспансия в СНГ, мы начали производство собственного контента. Мы не ставим себе сейчас задачи быть прибыльными, мы хотим построить большой бизнес».
Пользователи готовы платить
На прошлой неделе об итогах прошлого года также отчитался крупнейший онлайн-кинотеатр в СНГ, Megogo, ежемесячная аудитория которого, по собственным данным, в 15 странах постсоветского пространства достигает 40 млн уникальных пользователей. Размер аудитории сервиса в России в конце 2015 года составил 17,2 млн уникальных пользователей.
Однако по доходам Megogo пока не сопоставим с Ivi.ru. Выручка онлайн-кинотеатра в России за 2015 год выросла на 86%, до 419,4 млн руб. Основные доходы Megogo приносит реклама, в 2015 году на нее пришлось около 89%. Рекламная выручка кинотеатра за прошедший год выросла на 66%. Выручка от платных сервисов росла интенсивнее: доля доходов от них в общей структуре выросла с 2% в 2014 году до 11% в 2015-м. Только доходы от подписки у Megogo выросли в минувшем году в семь раз.
Другой онлайн-кинотеатр — Tvzavr.ru — в 2015 году получил доход в размере 180 млн руб. Это в два раза больше, чем годом ранее, отмечает директор по маркетингу и пиар Tvzavr.ru Олеся Теплова. По ее словам, доходы Tvzavr.ru от рекламы также выросли в два раза, а выручка от платных сервисов росла даже еще более интенсивно — в 2,3 раза. В целом количество платящих пользователей за прошедший год увеличилось в 2,7 раза, говорит Теплова. Общая аудитория Tvzavr превышает сейчас 22 млн пользователей в месяц, а количество контента — 40 тыс. единиц.
В старейшем российском онлайн-кинотеатре Tvigle РБК не раскрыли объем выручки, но рассказали, что за прошлый год доходы выросли на 10,5% к показателям 2014 года. При этом Tvigle, как рассказала РБК гендиректор Евгения Петрова, вышел на прибыль еще в августе 2014 года и с тех пор остается в плюсе. Главной моделью монетизации в Tvigle остается реклама, тогда как платные сервисы на сайте и в приложениях для платформы SmartTV появились только в конце 2015 года. Если каталог Tvigle меньше, чем у конкурентов, — около 20 тыс. единиц контента, — то средняя ежемесячная аудитория сопоставима — в 2015 году она составила 23,4 млн пользователей.
Одна из главных тенденций 2015 года на рынке онлайн-видео — рост интереса пользователей к платному контенту, говорит Дмитрий Колесов, директор департамента ТВ и контента в исследовательской компании JSon TV. Компания пока не подвела окончательные итоги по 2015 году, однако, отмечает Колесов, аналитикам уже понятно, что доля рекламных доходов в общей выручке онлайн-кинотеатров (сейчас составляет примерно две трети) по меньшей мере за прошедший год не выросла. «До этого момента считалось, что подписка и продажа контента — это не самая российская история, и у нас люди будут смотреть скорее за рекламу (модель, когда пользователь не платит за контент, а смотрит рекламный ролик. — РБК), — говорит Колесов. — Это изменится, вопрос — как и насколько».
Главная причина роста интереса к платному контенту, считает аналитик JSon TV, — это усилия самих онлайн-кинотеатров. В частности, они добились того, что окна между выходом фильмов в кино и появлением их в онлайн-кинотеатрах сжимаются — чем быстрее контент появляется на легальных площадках, тем быстрее он может быть монетизирован ими же. Кроме того, все больше кинотеатров начали предлагать контент в HD и Ultra-HD, а также совместные акции с операторами широкополосного интернета — например, доступ ко всему своему контенту без рекламы для клиентов конкретного оператора.
Глава Ivi Олег Туманов на встрече с журналистами также рассказал, что в отдельные месяцы 2015 года выручка онлайн-кинотеатра от платного контента превышала рекламные доходы. По его ожиданиям, к концу 2016 года доходы от платных сервисов могут окончательно обойти рекламные продажи. Однако Дмитрий Колесов сомневается, что это произойдет. «Все-таки в прошлом году разница между рекламной долей и долей от платного контента была слишком большая», — говорит он.