Часть имущества «Газпрома» попросят передать его транспортным «дочкам»
ФАС прорабатывает комплекс мер по выделению услуги транспортировки газа и его хранения из состава общих расходов «Газпрома» на газификацию, заложенных в оптовой цене на газ для регионов, которую ранее регулировала ФСТ (в конце прошлого года вошла в состав ФАС), рассказал РБК заместитель руководителя антимонопольной службы Анатолий Голомолзин. По его словам, в результате это даст возможность предоставить единый для «Газпрома» и его дочерних обществ, а также независимых производителей газа тариф на транспорт и хранение газа.
Профильным ведомствам и компаниям поручено проработать единый тариф на транспортировку и хранение газа для «Газпрома» и его конкурентов до 1 июня. Об этом говорится в протоколе президентской комиссии по ТЭК, состоявшейся 27 октября 2015 года (протокол подписан только 9 февраля, у РБК есть копия). «Проработать вопрос повышения ответственности поставщиков природного газа в регионы России, в том числе путем закрепления в контрактах обязательств по обеспечению поставок в пиковые периоды, предусмотрев равные экономические условия для работы всех поставщиков на газовом рынке (включая доступность транспортной инфраструктуры и мощностей по хранению газа, а также справедливое тарифообразование на эти услуги)», — говорится в документе.
Сейчас, по словам Голомолзина, транспортировка по единому тарифу доступна только для газа, продаваемого на бирже. «Чтобы повысить прозрачность тарифов на транспорт газа, нужно решить вопрос с арендой имущества «Газпрома» его дочерними структурами — «трансгазами»: размер арендных ставок вызывает сомнения в их обоснованности и прозрачности при формировании тарифов на прокачку газа для конкурентов». В январе на эту схему в правоохранительные органы жаловался активист ОНФ Александр Кулаков.
«Трансгазы» формально являются самостоятельными юридическими лицами, но входят в состав группы лиц «Газпрома». Поэтому, по мнению Голомолзина, для выделения стоимости услуги транспортировки газа из суммы расходов на газификацию достаточно передать «трансгазам» их имущество (инфраструктурные объекты — газораспределительные станции и газопроводы). Он не исключил разделения «Газпрома», на котором настаивала «Роснефть», но в более отдаленной перспективе. «Сначала нужно повысить прозрачность тарифообразования и доступа к транспортной инфраструктуре «Газпрома», а потом двигаться дальше», — сказал он.
Источник РБК, близкий к одной из «дочек» «Газпрома», считает, что передавать имущество газовой монополии «трансгазам» нецелесообразно: «Имущество в виде газораспределительных станций и трубопроводов при передаче предстоит оценить. Непонятно, как это делать, к тому же у этих организаций долги перед головной структурой». «Сейчас тарифы прозрачны: «Газпром» платит за прокачку газа «трансгазам» по магистральным трубопроводам», — добавляет собеседник РБК.
Представитель «Газпрома» не смог оперативно предоставить комментарий.