Общественная палата выступила за передачу функций МАКа другим ведомствам
Общественная палата обратилась в правительство с просьбой о передаче функций Межгосударственного авиационного комитета (МАК) в федеральные органы исполнительной власти, отвечающие за авиационную безопасность. Об этом заявил член палаты Владислав Гриб, сообщила газета «Коммерсантъ».
По его словам, в настоящее время МАКа имеет порядка 35 полномочий в сфере гражданской авиации и часть этих функций можно передать Росавиации, Ространснадзору и Минтрансу. Глава общественного совета при Ространснадзоре Петр Иванов поддержал эту идею. По его мнению, этот вопрос нужно решать «кардинально»: одна организация, отметил он, «не может сертифицировать самолеты и при этом заниматься расследованием авиакатастроф». Также за отзыв у МАКа права на сертификацию самолетов и расследование авиапроисшествий высказался и глава общественного совета при Ростуризме Сергей Марков.
По данным «Коммерсанта», знакомые с ситуацией источники подтвердили, что идея перераспределения полномочий МАКа между другими ведомствами обсуждается давно. Один из них отметил, что «во многом это аппаратная борьба между МАКом и Росавиацией за право быть единым регулятором отрасли», однако ситуация «резко обострилась» после решения МАКа приостановить действие всех выданных сертификатов типа на самолеты семейства Boeing 737.
Источники подчеркнули, что это решение и «неразбериха, начавшаяся после него, настроили против комитета фактически всю отрасль». «Даже если самолеты нуждаются в конструктивных доработках, это не повод «сажать» четверть российского парка иностранного производства», — сказал один из собеседников газеты. В отрасли решение МАКа приняли «как некую месть за остановку «Трансаэро», поскольку глава комитета Татьяна Анодина приходится матерью крупнейшему акционеру авиакомпании.
Один из источников также пояснил, что «есть понимание, что многие функции МАКа уже малоактуальны, например, когда комитет создавался, большая часть российского парка судов была отечественного производства, и у специалистов комитета были компетенции в их сертификации, теперь же основная часть судов — иностранные и специалисты по ним есть не только в МАКе». Другой отметил, что «в основном в мире сертификацией судов занимается национальный орган, и почему в России этим занимается межгосударственный комитет, не совсем понятно». Собеседники издания уточнили, что основной объем взносов в МАК платит Россия, и если страна выйдет из него, то «значимость комитета резко упадет».
Источники газеты заявили, что считают вполне вероятным, что инициатива относительно передачи полномочий МАКа закончится не в пользу комитета. Но все-таки призвали «не списывать со счетов лоббистский ресурс МАКа, в том числе в правительстве», а также не ждать быстрого решения. У Росавиации, как отметил один из собеседников, недостаточно «квалификации и кадров», чтобы взять на себя функции комитета.
5 ноября МАК объявил об отзыве сертификата у всех модификаций Boeing 737. На следующий день представители комитета выпустили еще одно заявление, в котором указали, что после катастрофы с участием Boeing 737 в Казани в ноябре 2013 года Росавиация не предпринимала никаких действий по ограничению эксплуатации этих самолетов (одной из версий причин крушения была возможная неисправность руля высоты).
В тот же день Росавиация провела совещание с представителями авиакомпаний, Boeing и МАК о перспективах эксплуатации Boeing 737. После него совладелица S7 Наталия Филева сообщила, что МАК отозвал выпущенное письмо, отметив, что «оно ничего не значит».
Глава Росавиации Александр Нерадько подтвердил, что письмо МАК было признано недействительным. Подход комитета он назвал «несерьезным». Статс-секретарь МАКа Владимир Чхикишвили при этом заявил РБК, что комитет не отзывал письмо по Boeing 737. А помощник председателя МАКа Артур Мурадян подтвердил эту информацию.
8 ноября МАК подтвердил письмо о приостановке действия сертификата Boeing 737 в России. В комитете заявили, что решение Росавиации отклонить запрет принималось без его участия. В свою очередь, президент Boeing в России и СНГ Сергей Кравченко сказал РБК, что письмо о приостановке сертификата обсуждалось с участием замглавы МАКа.