Социологи изучили способы экономии россиян в кризис
Каждый третий россиянин уже больше полугода покупает менее дорогие продукты, чем раньше (32%), или вовсе не приобретает определенные товары (31%), еще 21% делают это последние полгода. Таковы результаты опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) о том, к каким мерам экономии в связи с кризисом прибегают россияне.
Также существенно выросла доля респондентов, которые более шести месяцев отказывают себе в приобретении тех или иных вещей (с 21 до 31%), и 21% делают это последние полгода.
Одновременно с этим сократилось число тех, кто сообщил, что начал практиковать данные способы приспособления к сложившейся экономической ситуации только в последние месяцы (с 20 до 7% и с 23 до 7% соответственно). И практически неизменной остается доля тех, кто не ущемляет себя в расходах, это по-прежнему около 40% опрошенных.
Как говорится в результатах опроса, иные «антикризисные» методы большинство россиян не применяли. Менее половины опрошенных стали выращивать больше собственных овощей и фруктов и делать заготовки (37%), запасать продукты впрок (31%). Некоторые ищут более высокооплачиваемую работу или приработок (32%). Среди прочего также можно отметить, что 28% тратят сбережения на повседневные расходы, 22% берут кредит в банке, 23% занимают в долг у знакомых, 22% принимают безвозмездную помощь от близких. Наконец, лишь 10% делают накопления в валюте и 5% продают ценное имущество.
Полностью отказаться от путешествий в связи с кризисом пришлось 12% россиян. Еще 4% стали меньше тратить на досуг, развлечения. Почти каждый десятый (8%) экономит на еде. Также 2% сетовали, что приходится «ужиматься» при покупке одежды. На собственном здоровье экономят 2%. Другие же изменили планы по проведению ремонта (1%), покупке бытовой техники и электроники (1%), машины (1%) и прочего.
Инициативный всероссийский опрос ВЦИОМ проведен 25–26 июля 2015 года. Опрошены 1,6 тыс. человек в 130 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках России.
Ранее ВЦИОМ провел опрос среди россиян о том, как они оценивают рост цен на различные товары и услуги. Среди тех, кто совершает покупки и оплачивает квитанции, увеличение суммы оплаты за «коммуналку» заметили 83% (каждый второй — 49% — отмечает значительный рост) — индекс роста цен по данной категории услуг составил 65 пунктов (выше, чем в январе 2015 года, 58 пунктов).
В остальном согласно наблюдениям граждан темп роста цен в настоящее время в целом ниже, чем в начале года. Из продуктов в первую очередь говорят о росте ценников на мясо (77%) — соответствующий показатель равен 57 пунктам (против 77 пунктов в январе 2015 года). Более двух третей респондентов, занимающихся ведением хозяйства, наблюдают подорожание молочных продуктов (72%) и сахара (68%) — показатели восприятия инфляции по данным товарам — по 49 пунктов соответственно.