СМИ сообщили о проблемах с выделением средств из ФНБ на локомотивы РЖД
ОАО «Российские железные дороги» может не получить из Фонда национального благосостояния 60 млрд руб. на закупку локомотивов, сообщил ТАСС источник в кабинете министров. «Минфин РФ отказывается от выделения банку ВТБ средств ФНБ, которые должны пойти на поддержку отечественного машиностроительного комплекса через приобретение железнодорожной техники в 2015 году», — сказал собеседник агентства.
В декабре премьер-министр Дмитрий Медведев подписал распоряжение о выделении в 2015 году 100 млрд руб. из ФНБ на четыре инвестпроекта РЖД через размещение монополией своих облигаций в пользу ВТБ. Из них 60,2 млрд руб. предусмотрены на закупку 484 локомотивов.
В феврале ВТБ совершил сделки по финансированию производителей локомотивов для нужд РЖД на сумму порядка 15 млрд руб. В рамках сделок были заключены кредитные соглашения с торговым домом группы «Трансмашхолдинг» — ЗАО «Рослокомотив» — на сумму 10,8 млрд руб., а также с двумя уральскими предприятиями — ОАО «Синара ТМ» на сумму 1 млрд руб. и ООО «Уральские локомотивы» на сумму 3,3 млрд руб. Полученные от ВТБ средства компании направят на выполнение обязательств по поставке локомотивов РЖД в рамках программы обновления парка. Предприятия должны вернуть кредит, после того как в начале 2-го квартала получат аванс от железнодорожной монополии, объясняли тогда РБК источники, близкие к одному из производителей, и РЖД.
Как пояснил источник агентства в отрасли, расплатиться за технику ОАО «РЖД» должно было за счет средств от размещения облигаций в пользу ВТБ на 15 млрд руб. (первый транш из 60 млрд руб.). Размещение было запланировано на 19 февраля, но впоследствии ОАО «РЖД» отложило его на неопределенный срок. Близкий к РЖД источник отметил, что иных средств на закупку локомотивов, кроме предусмотренных от размещения инфраструктурных облигаций, в инвестпрограмме нет. Минфин не предоставил оперативный комментарий. В РЖД и ВТБ от комментариев отказались.
Отсутствие контракта с РЖД вынудило несколько вагоностроительных компаний остановить производство в начале года. В конце января руководство входящего в Трансмашхолдинг Новочеркасского электровозостроительного завода заявило, что сократит производственный план на этот год в полтора раза относительно изначального и в апреле уволит более 440 рабочих. Проблемы из-за неподтвержденного заказа возникли и у других производителей локомотивов и их поставщиков, на которых работают около 40 тыс. человек, говорили в начале февраля два источника РБК в отрасли.
Как писал РБК на прошлой неделе, в 2015 году ОАО «РЖД» приобретет 351 локомотив у Трансмашхолдинга и 133 — у «Синары». По словам представителя монополии, общая сумма поставок составляет около 60,2 млрд руб. Всего за последние 11 лет ОАО «РЖД» приобрело более 4,4 тыс. локомотивов, пик программы обновления парка пришелся на 2013 год (804 локомотива). Весной 2014 года монополия оценивала средний возраст своих 20 тыс. локомотивов в 27 лет. По принятой в конце 2013 года программе развития, к 2030 году возраст электровозов и тепловозов должен сократиться до 20,3 года. Для этого нужно покупать ежегодно 700–770 локомотивов, говорил в декабре 2013 года старший вице-президент компании Валерий Решетников.
В начале марта стало известно, что для оплаты заказов на 2015 год ОАО «РЖД» собирается разместить 11 серий облигаций на общую сумму 145 млрд руб. Объем семи траншей бумаг составит 15 млрд руб. каждый, остальных — по 10 млрд руб. Срок обращения облигаций, которые будут распространяться по закрытой подписке, составит 20–30 лет. В качестве потенциальных приобретателей бумаг называют ВТБ, Газпромбанк, Россельхозбанк, ВЭБ и Министерство финансов.