«Брат» и «Сират»: такие разные и все-таки выходят в один день
В новейшей истории российского кино по-настоящему народных картин, как «Мимино» или «Бриллиантовая рука», критически мало. Настолько, что дилогия «Брат» Алексея Балабанова эту малочисленную группу возглавляет. Именно поэтому Григорий и Анна Сельяновы сделали свой документальный проект «Брат навсегда». С 30 ноября он выходит на большие экраны.
Что ждет зрителя — большая доза ностальгии. Покажут, как «Брат» рождался из сценария Балабанова, как объединял самых разных людей, как шли съемки — в Москве, Петербурге и на Брайтон-Бич. Эти эпизоды чередуются с архивными записями и комментариями свидетелей — Надежды Васильевой (вдовы Балабанова), киноведа Любови Аркус и других. Правда, разбирать феномен дилогии и анализировать ее влияние на массовую культуру авторы не стали.
«Брата навсегда» трудно назвать полноценным и удавшимся документальным фильмом. Видно, что это кино создавалось в спешке. У него нет четкого сценария, нет понятной драматургии. Фактически это фильм, который предлагает поностальгировать и вспомнить интересные события, связанные как с первым, так и со вторым «Братом». Но на кого он ориентирован? Наверное, только на больших любителей Алексея Балабанова и Сергея Бодрова», — рассказал кинокритик и шеф-редактор «Окколокино» Максим Ершов.
Еще одна громкая премьера уик-энда — «Сират» испанского режиссера Оливера Лаше. Под белым солнцем марокканской пустыни гремит рейв, в толкотне которого безутешный отец со своим сыном ищет потерявшуюся дочь. Когда рейв разгонит армия, тусовщики отправятся в другую локацию. Отец и сын поедут вместе с ними, и дорога испытаний изменит их жизнь навсегда.
Ритмичное роуд-муви увезло с Каннского кинофестиваля четыре награды — в том числе за музыку. Вокруг содержания фильма возникли дискуссии: одни критики называют его «взрывным» и «визуально захватывающим», другие — «изнуряющим» и «переоцененным».
По мнению кинокритика и автора телеграм-канала «Age of Cinema» Елены Зархиной, у фильма есть очевидные плюсы и как минимум один минус:
«Сират» — это кино, которое, несомненно, потрясает и дарит очень уникальный зрительский опыт, потому что там особая работа со звуком. Она создает нужный фон, атмосферу и по-особенному воздействует на зрителя. При этом первая часть фильма имеет обманчивую бессобытийность. Фильм рассчитан на один просмотр, потому что, когда ты знаешь все секреты картины, все тайны этой истории, второй раз получить удовольствие не выйдет. В это кино можно погрузиться снова, как в некий рейв-эксперимент, но яркого первого впечатления уже не повторится», — рассказала Зархина.
Но непременно испытайте свою выносливость лично — саспенс того стоит!