Послеродовая депрессия, быт и феминизм: о чем фильм «Умри, моя любовь»
• [00:09] «Умри, моя любовь» — сложная психологическая драма с дуэтом Лоуренс и Паттинсоном, рассчитанная на подготовленного зрителя.
• [00:25] Сюжет: пара переезжает из города в деревенский дом, после чего героиня Грейс постепенно погружается в психоз и отчуждение.
• [01:01] Картина вызвала споры на Каннском фестивале; критики сводят тему к послеродовой депрессии, но режиссер подчеркивает гораздо более широкий контекст.
• [01:16] В фильме показан «синдром Офелии» — архетип женщин с психическими расстройствами в обществе, где женская уязвимость остается табу.
• [02:05] Несмотря на развитие феминизма, общество все еще не готово обсуждать эмоциональные кризисы в семье — особенно когда помощь близкому человеку практически невозможна.
• [02:31] Роль Лоуренс уже называют претендентом на «Оскар»; идея экранизации принадлежит Скорсезе, а режиссер Линн Рэмси включила в титры кавер на Joy Division.
Драма «Умри, моя любовь» вышла в российский прокат. Несмотря на яркий актерский дуэт — Дженнифер Лоуренс и Роберт Паттинсон — это кино явно не для всех. Но я попытаюсь вас подготовить.
О чем фильм: семейная пара Грейс и Джексон переезжает из мегаполиса в деревенский дом, доставшийся после смерти чудаковатого дяди. Они мечтают о творческом успехе — он музыкант, она писательница, — веселятся, заводят ребенка и… все меняется.
В жизни бойкой и остроумной Грейс наступают бесконечные сумерки — скука, тревога, паранойя, одиночество. Она постепенно теряет связь с реальностью: раздражает дом, свекровь, младенец, муж, который отдаляется. Обстоятельства в кино не новые, но в «Умри, моя любовь» они поданы непривычно — через призму внутреннего распада героини.
Премьерный показ в Каннах вызвал замешательство: первые зрители, то есть критики, поспешили назвать картину драмой о послеродовой депрессии. Режиссер Линн Рэмси резко с этим не согласилась и предложила смотреть шире.
Грейс переживает психоз, депрессию, странные эпизоды поведения, галлюцинации, бессонницу — признаки так называемого «синдрома Офелии». Этот термин в 1982 году предложил доктор Ян Карр, наблюдая свою дочь-подростка с тяжелым заболеванием. Но гораздо раньше он закрепился в культуре как архетип «женщины не в себе»: страдающей, ранимой, подавляемой. Таких женщин в буквальном смысле прятали — запирали на чердаках, скрывали от общества. Эта практика описана у Шарлотты Бронте, Эдгара По и многократно отражена в кино, включая «Умри, моя любовь».
Сто лет назад, двести или тысячу — многое из этого никуда не исчезло. Психология прочно вошла в массовую культуру, феминизм сделал права женщин частью публичной повестки, но общество все еще не готово к тому, что любимый человек может ускользать в тяжелое эмоциональное состояние, а ты не в силах помочь.
У Лоуренс — удивительная работа, возможно, оскаровская. Зритель видит происходящее ее глазами, и это само по себе мощный опыт.
Отдельная деталь: Мартин Скорсезе стал «крестным отцом» проекта — это он предложил Лоуренс экранизировать роман, который прочитал в своем книжном клубе. Актриса загорелась идеей, пригласила Линн Рэмси, а Рэмси записала кавер Love Will Tear You Apart группы Joy Division для финальных титров.
«Умри, моя любовь» — фильм, который тяжело смотреть, но о котором невозможно не думать. Он может не понравиться, может шокировать, тревожить или оставить равнодушным. Но одно точно: ему стоит дать шанс.