Перейти к основному контенту
Радио РБК⁠,
РАДИО
0

Мем-маркетинг: как бизнес использует тренды для привлечения покупателей

Мировой оборот мем-индустрии превысил $6 млрд. Как мемы стали бизнес-инструментом, кто на них зарабатывает и с какими юридическими рисками сталкиваются компании — в программе «Экономика впечатлений» на Радио РБК
Мем-маркетинг: как бизнес использует тренды для привлечения покупателей

• [00:10] Мировой оборот рынка мемов с 2020 по 2025 год увеличится с $2,3 до $6 млрд, следует из оценки немецкой аналитической компании Statista. Мем-маркетинг, как отмечают эксперты, повышает конверсию брендов и вовлечение аудитории.

• [01:00] Создаваемые пользователями мемы монетизируются через рекламу, мерч и NFT. Мем-аккаунты при грамотной монетизации и большом количестве подписчиков могут приносить до 200 тыс. руб. в месяц. В 2021 году NFT на мем «Disaster Girl», где маленькая девочка хитро улыбается на фоне горящего здания, удалось продать на аукционе более чем за $573 тыс.

• [03:00] Стриминговый сервис Netflix и крупные западные бренды уже много лет создают и продвигают мемы для привлечения внимания к своему продукту. Впрочем, как говорит директор направления NMi Digital рекламной группы NMi Анна Планина, компания, использующая мемы в своей стратегии продвижения, должна быть готова к рискам. «Мемы, которые популярны и заходят одному поколению, не зайдут другому, — предупреждает она. — Взрослое поколение мемов и шуток молодежи уже практически не понимает».

• [05:00] Культура мемов не универсальна: одни сохраняют актуальность десятилетиями, другие взлетают и забываются за несколько месяцев. На мем-токенах зарабатывают прежде всего ранние держатели и трейдеры: например, зарегистрированный в 2023 году токен по лягушонку Пепе достиг $1 млрд капитализации и суммарно принес трейдерам $160 млн прибыли.

• [08:30] Перед использованием мемов в коммерческих целях необходимо изучить юридические риски. Для их создания часто используют защищенный авторским правом контент (фотографии, стоп-кадры), что ведет к судебным спорам.

• [11:40] Мемы — не только культурно-социальное, но и глобальное экономическое явление, не поддающееся простому подсчету. Оценивать рынок сложно из-за разнообразия каналов и форматов монетизации. Тем не менее уже сейчас можно говорить о развитии этого инструмента маркетинга как на Западе, так и в России.

По оценкам немецкой аналитической компании «Statista», мировой оборот, связанный с мемами, вырос с 2,3 млрд долларов в 2020 году до более чем 6 млрд долларов к 2025 году. По данным Forbes, компании, использующие мемы в маркетинге, на 60% чаще привлекают аудиторию к покупкам, особенно в поколении Y. Исследовательский центр Pew Research обнаружил, что 75% людей в возрасте от 13 до 36 лет регулярно публикуют мемы: 55% делятся ими еженедельно, 30% — ежедневно. По данным исследователей Нью-Йоркского университета, мемы охватывают аудиторию в 10 раз шире, чем обычные маркетинговые визуалы, а уровень органического взаимодействия у них на 60% выше.

Экономика мемов

Экономика мемов — это совокупность процессов, при которых вирусный интернет-контент создает материальную ценность. Мемы работают как валюта внимания благодаря сочетанию юмора и вирусности: они помогают брендам привлекать и удерживать аудиторию, что напрямую влияет на экономические показатели. Стоит учитывать, что помимо юмора мемы часто содержат и достаточно глубокий смысл.

Если в повседневной коммуникации мемы воспринимаются как инструмент неформального общения, то бизнес давно использует их системно. Например, Netflix публикует мемы как минимум раз в неделю — чаще всего на основе сцен из сериалов, у которых скоро выходит премьера. Мем «Изобретение бранча» с кадром из ситкома «Замедленное развитие», где героиня предлагает бокал утреннего вина, набрал более 10 тысяч лайков.

Иногда мемы сами становятся активами. В 2021 году NFT с изображением Disaster Girl — девочки, хитро улыбающейся на фоне горящего дома, — был продан за более чем 570 тысяч долларов. Это один из самых дорогих мемов в истории.

Бизнес на мемах

Большинство мемов создают обычные пользователи, и модели монетизации здесь разнообразны: от закрепления авторских прав до ведения крупных пабликов с рекламой. Паблики с многомиллионной аудиторией могут зарабатывать до 200 тыс. руб. в месяц только на рекламных интеграциях — в зависимости от размера и активности аудитории.

Предприимчивые создатели идут дальше: выпускают мерч, продают NFT-токены. Например, созданный в 2023 году токен по мотивам лягушонка Пепе достиг капитализации в 1 млрд долларов и принес трейдерам суммарно более 160 млн долларов прибыли.

Отдельный уровень — поддержка мем-культуры самими соцсетями. Reddit во многом специализируется на мемах, TikTok активно продвигает вирусный контент через свои алгоритмы.

Самый массовый канал монетизации — мем-маркетинг, когда мемы используются для продвижения брендов. Об этом рассказала генеральный директор NMI Digital рекламной группы NMI Анна Планина:

«Мемы — популярный инструмент в маркетинге и в России, и за рубежом. Но бренд должен иметь достаточно смелости, чтобы использовать мемы в коммуникациях. Мемы, которые заходят одному поколению, могут быть непонятны другому. Поэтому важно работать с актуальными трендами в зависимости от целевой аудитории», — рассказала Планина.

Западный бизнес хорошо осознает эффективность мем-маркетинга. Warner Music Group приобрела компанию IMGN Media, известную вирусными мем-страницами, почти за 100 млн долларов — фактически купив саму площадку.

«Москва слезам не верит»: как зарабатывают на ремейках классики
Радио
Фото:Роман Соколов / ТАСС
Популярные мемы в цифрах

Мы рассмотрели три примера: Ждун, Disaster Girl и «Танцующий мужик в клубе».

Ждун. Завирусился в 2017 году и был признан Google главным мемом года по количеству поисковых запросов (1-е место в Google Trends). Российские медиа-аналитики поставили его на второе место по числу упоминаний в СМИ — почти 10 тысяч. Мем создан нидерландским скульптором, а права на него в России приобрела компания «Сидиленд», которая лицензировала мерч и выиграла суд на 86 млн рублей за незаконное использование образа крупным телеком-брендом.

По данным Wordstat, последние семь лет среднее число запросов по запросу «Ждун» составляет около 80 тысяч в месяц. В марте 2025 года, когда вышла комедия «Ждун», запросы выросли почти в 10 раз.

Disaster Girl. Фото сделано в 2005 году, мем стал популярным в 2008-м. Пик в Google Trends — 2011 год. NFT с мемом был продан за более чем полмиллиона долларов.

Танцующий мужик в клубе. Мем появился в октябре 2025 года с актером Джоном Хэмом из сериала «Друзья и соседи». За несколько недель стал вирусным: в TikTok создано более 6 тысяч видео под трек, под который он танцует. Мем отличается скоростью распространения: спокойный мужчина на фоне хаотичного клубного действия стал символом самообладания среди шума.

Бренды и мемы

Netflix выпускает мемы почти ко всем своим премьерам. Например, к пятому сезону «Stranger Things» уже появились первые мемы. Средний CTR мемных постов — около 19% — на 14% выше, чем у традиционных e-mail-рассылок (около 4%). Мемы — один из самых эффективных форматов вовлечения.

Из российских кейсов можно отметить кампанию Тинькова. В 2023 году экосистема запустила HR-кампанию с мемами-тотемами — утками, медведями, капибарами. Проект привлек 54 тысячи человек из 48 городов и 66 компаний, получил 640 публикаций в СМИ и охват более 70 млн.

Правовое регулирование мемов

Мем-маркетинг сопряжен с множеством юридических нюансов. Большинство мемов состоит из элементов, защищенных авторским правом: фотографий, кадров из фильмов, цитат, рисунков. Партнер юридической фирмы «Интеллект» Максим Лобзин объясняет:

«В мемах не должно быть матерных слов или оскорблений — это общее правило. Но главное — авторское право. Фотографии, картинки, стоп-кадры, цитаты — все это охраняемые объекты. То, что произведение находится в открытом доступе, не прекращает авторских прав, что неоднократно подтверждал Верховный суд. Используя в меме чужой объект, можно получить претензию или иск. Так было, например, с Ждуном: иск был удовлетворен. Риск ниже, если персонаж стал культурным феноменом, и правообладатель не проявляет активности, но риск все равно остается».

Судебные дела действительно случаются. В 2013 году создатели мемов «Nyan Cat» и «Keyboard Cat» подали иск к Warner Bros. за использование персонажей в игре без лицензии — в итоге Warner приобрела лицензию.
В 2018 году художник Мэтт Фьюри, создатель лягушки Пепе, выиграл дело против InfoWars, продавших постеры с персонажем: компания выплатила 15 тысяч долларов и прекратила продажи.

Бывают и обратные кейсы. В 2007 году в США Universal потребовала удалить видео Dancing Baby — ролик, где младенец танцевал под песню Prince «Lets Go Crazy». Мать ребенка отстаивала право на размещение почти 10 лет и добилась признания ролика «добросовестным использованием» (fair use).

Мемы — уже не просто смешные картинки. Это целая экосистема, вокруг которой создаются экономические, культурные и правовые процессы. Мемы привлекают аудиторию по всему миру, независимо от страны и культурных кодов. При этом рынок мемов очень трудно оценить: модели монетизации разнообразны, а показатели вроде скорости распространения и охвата часто сложно посчитать, особенно в видеоконтенте.

Но очевидно одно: мем-маркетинг становится одним из самых мощных инструментов вовлечения, и бренды, которые научатся использовать его грамотно, получат значимое конкурентное преимущество.

Чем поможет ИИ от Сбера?

Попробуйте новую функцию «ГигаЧат» — общаться голосом

Какое вино подать к ужину, если не знаешь предпочтения гостей

Как приготовить говядину в вине по-бургундски                         

Чем занять детей, пока взрослые общаются за столом

Как легко завести разговор в компании, где все только что познакомились

О чём надо позаботиться, если собираешься позвать много гостей

Из каких сыров и ветчин собрать тарелку закусок к вину

Что делать, если пролил красное вино на белую скатерть

Какие есть правила классической сервировки стола

Какие игры можно предложить для взрослой компании дома

Как легко запомнить имена людей, которых тебе представили

Авторы
Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 6 декабря
EUR ЦБ: 88,7 (-1,2)
Инвестиции, 23:31
Курс доллара на 6 декабря
USD ЦБ: 76,09 (-0,88)
Инвестиции, 23:31
Почему к косметическим процедурам стоит добавить биотехнологии РБК и КИТ МЕД, 23:30
Большой театр анонсировал старт продаж на январские показы «Щелкунчика» Общество, 23:24
The Altantic рассказал о странном исчезновении борца с супер-ИИ в США Технологии и медиа, 23:21
Трамп исполнил свой танец на жеребьевке ЧМ по футболу Спорт, 23:10
Россия и Иран: история сотрудничества РБК и РЭЦ, 23:00
Politico узнало, что Венгрия оставила ЕС без «плана Б» по активам России Политика, 22:54
Зеленский исключил Ермака из СНБО и своей ставки Политика, 22:52
Курс Мини-MBA: рост для лидеров
Старт потока 8 декабря
Присоединиться
Аэропорт Тамбова временно приостановил полеты Политика, 22:48
Что умеет видеоаналитика на производстве и в ретейле РБК х МТС Бизнес, 22:46
Bentley подтвердила отзыв кроссоверов Bentayga из-за перегрева батареи Общество, 22:41
Умер архитектор Фрэнк Гери Общество, 22:30
Почему Египет импортирует продукты питания РБК и РЭЦ, 22:23
Какие сборные вышли на чемпионат мира по футболу 2026 года Спорт, 22:19
Лариса Долина пообещала вернуть деньги купившей ее квартиру Полине Лурье Общество, 22:14