Как меняется русский язык сегодня. Эфир Радио РБК
• 01:17 Кофе: мужской и средний род, откуда миф о «правильном»
• 03:39 Феминитивы: запрос общества и языковые модели
• 04:43 Заимствования: тюркские, греческие, арабские и современные англицизмы
• 10:33 Разворот на Восток и возможные новые языки-доноры
• 14:37 Молодежный сленг, скорость смены кода и конфликт поколений
• 18:35 Мат и грубая лексика: норма, табу и деградация контекста
• 25:24 Автокоррекция, ИИ и мессенджеры: новая грамотность и ее критерии
Русский язык исторически формируется на заимствованиях и вариативности норм: «кофе» допустимо и в мужском, и в среднем роде, феминитивы отражают противоречивые общественные запросы, а англицизмы лишь продолжают многовековую традицию включения иностранных слов. Научный сотрудник Института русского языка имени Виноградова, ученый секретарь орфографической комиссии Российской академии наук Владимир Пахомов подчеркивает, что борьба с заимствованиями малоэффективна, тогда как естественный языковой контакт — признак живого развития общества.
Одной из отличительных черт современного живого русского языка становится мат, все чаще фигурирующий как в речах политиков, так и в юморе. По словам Пахомова, мат — это «очень важная, нужная и значимая часть русского языка». «Как и всеми другими пластами русского языка, матом тоже нужно уметь владеть и использовать его правильно, — отметил эксперт. — Но использование этих слов в обиходном контексте так же неуместно и нелепо, как, например, использование официально-деловых штампов в обычной разговорной речи. Представьте, что вы обсуждаете с подругами поездку на море и говорите, что вам предоставили очередной оплачиваемый отпуск. Это неуместно. Вот точно так же матерные слова, у которых задача — выразить самую сильную боль, самые острые чувства».
Молодежный сленг, мессенджеры, мат и технологии меняют привычные практики, но не отменяют базовых принципов грамотности, рассуждает Пахомов. Умения уместно выбирать средства и осознанно работать с текстом — все это остается. Будущее языка Пахомов связывает не с резкими реформами, а с постепенными изменениями всех уровней системы. При этом ключевым инструментом поддержки грамотности остаются чтение, интерес к языку и регулярное самообразование.