Паранойя по-американски: в прокате — «Эддингтон» Ари Астера
Прошлый год открывало «Падение империи» Алекса Гарленда, в этом, совсем недавно, мы смотрели «Долгую прогулку» Фрэнсиса Лоуренса и «Битву за битвой» Пола Томаса Андерсона.
Теперь настала очередь «Эддингтона» Ари Астера. Этой картиной российский прокат пополнился в прошлый уикенд. Она наконец-то официально доехала к нам с Каннского кинофестиваля и после летнего проката во всем мире.
Локализации названия не было: оригинальный «Эддингтон» не поменяли на «Падение империи 2» или «Ковидный переполох». Как же завлекать российского зрителя в кинотеатры? Кассовые сборы уикенда показывают, что фильм значительно отстает от конкурентов. От того же хоррора «Глазами пса», о котором мы рассказывали в прошлом выпуске.
Так что же с «Эддингтоном»? Нужно ли смотреть это кино с непонятным названием? Да, конечно же — да. Во-первых, оно примечательно актерским составом: Педро Паскаль здесь играет мэра маленького городка Эддингтон, Хоакин Феникс — шерифа, Эмма Стоун — его женушку, помешанную на конспирологии. Остин Батлер — лидера секты. Во-вторых, действие происходит в ковидные годы, когда паранойя достигала пиковых значений. В-третьих, это вестерн.
Для Ари Астера, изготовителя медленных хорроров (так называемых слоубернеров), «Эддингтон» — очередной выход в сатирическую дугу. В 2023-м она задевала моду на психотерапию и перепотребление в фильме «Все страхи Бо». А теперь он использовал ковид как метафору обострения политического кризиса в США после повторного избрания Трампа в президенты.
Оттолкнулся от одной катастрофы, чтобы показать другую. Сравнил одну эпидемию с другой. Изоляцию коронавирусную, противопоставил трамповирусной. Пока в США идут массовые протесты (в них, кстати, тоже участвовал Педро Паскаль), Голливуд ловит цайтгайст.
Как и Пол Томас Андерсон, Ари Астер создает свою модель Америки на основе тревожных заголовков. Так зачем нам нужно смотреть на очередную фантазию о крахе сверхдержавы? «Эддингтон», рожденный в Голливуде, все еще отвечает глобальным вызовам и базируется на общей картине действительности. Говоря о безумии Америки, режиссер констатирует безумие мира. А живем мы в нем все и сразу.