Черный рынок антиквариата: что ждет похищенные из Лувра драгоценности
• [00:00] МВД Франции сообщает, что дело о похищении драгоценностей из Лувра расследуют более 60 следователей; у полиции много видеоматериалов. Преступники использовали автогидроподъемник для проникновения.
• [00:51] В Париже произошла серия крупных музейных краж: Национальный музей естественной истории, музей фарфора и теперь Лувр. Что это значит? По мнению экспертов, в стране может быть крупный заказа на антиквариат на черном рынке.
• [01:33] В Европе действуют спецкомиссии по борьбе с черным рынком антиквариата, тогда как в России подобные подразделения отсутствуют. Российские кражи, как правило, меньшего масштаба и чаще раскрываются.
• [02:42] Черный антикварный рынок — третий по величине в мире среди нелегальных рынков после оружия и наркотиков. Только легальный аукционный дом «Кристис» продал в 2022 году предметов на $8,4 млрд. Суммы с учетом незаконных продаж — еще больше.
• [03:13] Похищенные из музеев ценности могут попасть либо в частные коллекции по спецзаказу, либо быть разобраны на отдельные драгоценные металлы и камни, что полностью лишает их исторической ценности.
• [04:59] Прокуратура Парижа рассматривает версии о заказном характере преступления, попытке отмывания средств и иностранном влиянии, но считает последнюю маловероятной.
Александра Кудрявцева, обозреватель
Более 60 следователей ведут дело об ограблении Лувра. Об этом сообщил министр внутренних дел Франции Лоран Нуньес. Он выразил уверенность, что преступники будут найдены, а также добавил, что правоохранители располагают большим количеством видеоматериалов, касающихся произошедшего.
Ранее в прокуратуре Парижа сообщили, что 19 октября четверо преступников проникли в Лувр с помощью автогидроподъемника, который привезли к его стенам. Вскрыв витрины в Галерее Аполлона, они похитили в общей сложности девять ювелирных украшений.
Александр Хугати, председатель Общества охранения русских культурных ценностей за рубежом «Собор» имени Д. П. Рябушинского
Мы изучали уже несколько подобных кейсов. Буквально в сентябре этого года во Франции, в Париже, в Национальном музее естественной истории украли шесть золотых слитков общей стоимостью 600 тысяч евро. А уже в середине сентября в Национальном музее фарфора в городе Лимож были похищены антиквариаты — парные предметы китайской фарфоровой выставки. Там сумма ущерба составила около 9,5 миллиона евро. И вот сейчас мы видим третью кражу в Париже — уже на сотни миллионов евро. Можно констатировать, что в столице Франции существует определенный заказ на черном рынке на предметы антиквариата».
Как такие дела обычно расследуются?
Существуют специальные структуры, которые работают по черному рынку антиквариата. В России такие подразделения, в принципе, отсутствуют, но в Европе есть комиссии, занимающиеся поиском похищенных предметов на антикварных аукционах.
Можете привести примеры?
В России кражи происходят довольно часто, но, как правило, они не бывают такими масштабными и не привлекают внимания ни прессы, ни общественности. В том же Эрмитаже можно вспомнить случаи похищений, а также кражи в храмах и запасниках музеев. Это, к сожалению, распространено, но с такими преступлениями наши правоохранительные органы в целом справляются, и похищенные предметы, как правило, возвращаются владельцам.
Вы сказали, что во Франции развит черный рынок антиквариата. Это действительно серьезная проблема?
Антикварный рынок сейчас занимает третье место среди всех черных рынков мира — после рынков оружия и наркотиков. Приведу одну цифру: аукционный дом Christie’s в Лондоне осуществил в 2022 году продажи на 8,4 миллиарда долларов — и это только официальный, «белый» рынок. Если говорить о черном рынке, то эту цифру можно умножить на три–пять.
Купить антиквариат нелегально можно только у частного лица?
Система устроена следующим образом: некоторые лоты, после оформления определенного провенанса, проходят легализацию и могут попасть на аукцион, где продаются официально. Другая ситуация — когда предмет никогда больше не появляется на свет: он попадает в частную коллекцию, если это был заказ, либо подвергается декомпоновке, как, возможно, произойдет с похищенными в Лувре ювелирными украшениями. В этом случае изделия разбираются на драгоценные металлы и камни, которые затем продаются на черном рынке. Их историческая и культурная ценность при этом теряется.
То есть ваш прогноз неблагоприятный?
Учитывая, как эти предметы покинули музей, ясно, что это был заказ черного рынка. Вопрос только в том, по какой категории работает группа — возможно, по аналогии с китайскими вазами, похищенными в Лиможе. Эти вазы, вероятно, уже оказались в частной коллекции и больше никогда не будут выставлены. Та же судьба может ждать и ювелирные украшения, если их не удастся реализовать — тогда, как правило, они уничтожаются путем декомпоновки.
В Лувре хранится большое количество русских культурных ценностей, вывезенных во времена революции и Второй мировой войны — архивные документы, предметы искусства. Если экспонаты продолжают исчезать, это может представлять угрозу и для российских культурных ценностей, находящихся в музее.