Машина за миллион: как кредиты и сервис удорожают владение авто
• [00:00] Для расчета стоимости владения автомобилем брались средние параметры: цена — 3–3,5 млн руб., мощность — 149 или 190 л.с., пробег — 20 тыс. км в год, два техобслуживания и идеальный водитель для ОСАГО.
• [00:57] Если не брать кредит, годовое обслуживание составляет 300–320 тыс. руб.; при покупке в кредит затраты на владение машиной превышают миллион в год.
• [01:29] Стоимость автосервисных услуг за год выросла на 10–15%, а цены на запчасти пока стабильны благодаря курсу рубля. Рост тарифов на услуги в следующем году продолжится из-за введения нового налога.
• [02:08] В ближайшие годы из-за понижения порога по УСН все больше автосервисов будут платить НДС (порог дохода постепенно сократят с 60 млн до 10 млн руб.), что приведет к наценке в 15–30% уже в 2024 году.
• [03:49] Перед декабрьским повышением утильсбора продажи машин выросли: россияне спешат купить нужные модели. Более 80% рынка изменения не затронут — прежде всего бюджетный сегмент.
• [04:35] В октябре продажи у дилеров выросли из-за ожидания повышения утильсбора, что дало повод поднять цены и еще больше увеличило расходы на владение автомобилем.
Радио РБК подсчитало, что при нынешних условиях годовое владение автомобилем среднего ценового сегмента может превышать миллион рублей, если транспорт приобретается в кредит. Без заемных средств сумма сокращается до 300–320 тысяч рублей в год.
Для расчетов использовались параметры автомобиля стоимостью 3–3,5 млн рублей с моторами мощностью 149 и 190 лошадиных сил. Средний расход топлива составлял 10 литров на 100 км, годовой пробег — 20 тысяч км, с двумя плановыми техобслуживаниями. В расчет также включались полисы ОСАГО для водителя старше 35 лет, безаварийного в течение десяти лет.
По данным экспертов, при покупке автомобиля без кредита годовое обслуживание обходится в 300–320 тысяч рублей. Однако если транспорт приобретается с помощью заемных средств, затраты на владение машиной превышают миллион рублей в год.
Рост цен на сервис
Как отмечают участники рынка, расходы автовладельцев увеличиваются не только из-за кредитных выплат, но и из-за подорожания услуг автосервисов. По словам члена правления Союза автосервисов и заместителя генерального директора компании «Евроавто» Ильи Плисова, за год стоимость работ выросла на 10–15%.
«В целом мы имеем примерно 10–15% роста стоимости услуг. Цены на автозапчасти остаются стабильными во многом благодаря неизменному курсу рубля. А вот стоимость работ повышается. Следующий год, скорее всего, не станет исключением. Сейчас порог в 60 миллионов рублей по выручке перешагнули несколько тысяч сервисных предприятий, которые начали платить 5–7% налога. В следующем году, когда порог упадет до 20 миллионов, а затем до 15 и 10 миллионов, это коснется еще десятков тысяч автосервисов, которые будут вынуждены включить налог в стоимость работ», — рассказал Плисов.
Власти утвердили поэтапное снижение порога дохода, при котором компании на упрощенной системе налогообложения обязаны будут платить НДС. С 2026 года этот порог снизится с 60 до 20 миллионов рублей, а в последующие годы — до 15 и 10 миллионов. Очевидно, что под действие новых правил попадут и ремонтные мастерские, говорит владелец автосервисов «Кориана» и «Китаяна» Михаил Мартынов.
«На цены услуг в следующем году серьезно повлияют новые налоговые изменения. Большинство станций техобслуживания принадлежат небольшим предпринимателям, которых эти меры коснутся. Все ожидают повышения цен: минимум на 15% с начала года и до 30% в течение года. Как показывает практика, за последние два года стоимость большинства услуг уже выросла примерно одинаково», — пояснил Мартынов.
В Союзе автосервисов в октябре сообщили, что изменения затронут около 60% всех центров — это примерно 15 тысяч сервисов, зарегистрированных в Федеральной налоговой службе. При этом, как отмечают участники рынка, из-за снижения покупательской способности клиенты все чаще уезжают из мастерских с неотремонтированными автомобилями.
Что происходит с продажами и спросом на авто
Ситуацию на рынке подогревает повышение утильсбора, которое вступает в силу 1 декабря. Продажи в преддверии этого выросли, отмечает вице-президент Ассоциации российских автомобильных дилеров и член совета директоров компании «Петровский» Вячеслав Жигалов.
«Почему именно сейчас рекордные цены? Есть два фактора. Первый — изменение структуры продаж в преддверии повышения утильсбора: покупатели старались приобрести именно те модели, которых это повышение коснется. Более чем 80% рынка эти изменения не затронут — в основном это сегмент автомобилей АвтоВАЗа. Если говорить о максимальных объемах продаж — 2,5–3 миллиона автомобилей в год, как это было около 2012 года, — то все, что ниже, ушло в сектор автомобилей с пробегом. Многие владельцы также увеличили срок эксплуатации машин», — отметил Жигалов.
По словам участников рынка, октябрь стал для дилеров благоприятным месяцем с точки зрения спроса. Повышенный интерес покупателей был вызван именно ожиданием повышения утильсбора. В Ассоциации российских автомобильных дилеров сообщили Радио РБК, что это позволило компаниям временно поднять цены.