Мюзиклы и гастротеатр: как живет event-бизнес без западных артистов
• [00:17] Почему отменяют концерты западных артистов
• [02:30] Геополитика и санкции: новые барьеры для шоу
• [06:06] Аналитика соцсетей: реакция на отмены и выступления
• [10:43] Репутация артистов после выступлений в России
• [12:23] Рост мюзиклов и гастрономического театра
• [15:02] Экономика новых форматов: бюджет, окупаемость
• [16:25] Прогноз: что ждет индустрию концертов в России
Концертный рынок России столкнулся с серьезными ограничениями: западные артисты массово отказываются от выступлений из-за санкций, юридических рисков и репутационных издержек. Некоторые музыканты все же приезжают, но анонсы проходят менее публично, а значительная часть доходов уходит на покрытие рисков и обход ограничений через третьи страны.
По словам Эдуарда Ратникова, главы концертного агентства TCI (организовывало выступления Rammstein, Deep Purple, Limp Bizkit, HIM, Scorpions), генпродюсера московского театра «Одеон» и гастромюзикла «Москва от заката до рассвета», помимо общественного давления и «нагнетенной истерии, связанной с демонизированием имиджа России», гастролям мешают и юридические последствия санкций.
Разовые выступления иностранцев все же происходят: осенью 2025 года два концерта в России дал американский рэпер Джейсон Деруло. «Он вышел сухим из воды, — отмечает Ратников. — В Россию приезжают исполнители, которые занимают более нейтральную позицию или симпатизируют России. Хотя, думаю, они больше симпатизируют деньгам, которые им здесь предлагают».
Одновременно активно растут альтернативные форматы: гастрономические театры и мюзиклы с долгим прокатом, которые меньше зависят от внешней политики. Да, такие проекты требуют больших вложений, но способны окупиться в течение года при стабильном потоке зрителей. Рынок аренных шоу все еще держится на крупных именах, однако появление новых звезд остается ограниченным.
Проект о людях, создающих позитивные долгосрочные изменения в бизнесе и обществе