Дневник кинофестиваля «Маяк»: фильмы «Лермонтов» и «Фейерверки днем»
«Одну из первых фраз, которую произносит Бельмондо в фильме «На последнем дыхании» являются слова: «Если вы не любите море, если вы не любите горы, если вы не любите жизнь, то идите вы к черту!» — таким напутствием программный директор фестиваля Стас Тыркин запустил третий по счету смотр.
На открытии вне конкурса представили фильм «Лермонтов» Бакура Бакурадзе — не байопик, но зарисовку последних дней жизни поэта. Описать впечатление от этого фильма — образца авторского кино — можно известной строфой: «И скучно, и грустно, и некому руку подать».
Главную роль отдали двадцати семилетнему комику Илье Озолину: его кандидатуру режиссеру подсказала актриса Лиза Янковская. По словам Бакурадзе, Кастинг был долгим, а Озолин оказался так поразительно похож на Лермонтова, что раздумывать не пришлось.
В фильме Лермонтов изображен не лихим фаталистом, острым на слова, а меланхоличным, но ядовитым аутсайдером, который безнадежно застрял в своем одиночестве. Единственная его надежда на свободу — дуэль.
Что удалось Бакуру Бакурадзе, так это создать ощущение, что рокового выстрела все же не прозвучит. Веришь в это, кажется, до самого последнего кадра. Тем трагичнее складывается впечатление о той скучающей эпохе, где-то у подножия гор, вдали от цивилизации, где обостряется чувствительность к настоящему, прошлому и будущему. А оттого бытие поэта становится невыносимым. В прокате «Лермонтов» — уже с 16 октября.
Первый день «Маяка» посвятили дебютам — показали три из пяти, заявленных в программе. Настоящим триумфатором первого дня стала комедия «Фейерверки днем», дебютантки Нины Воловой. В 2020 году ее дипломная короткометражка получила приз на «Кинотавре», и вот спустя пять лет — полный метр сорвал овации уже на «Маяке». В сюжете отразились личный опыт режиссера, «Вишневый сад» и «Три сестры», но не пошло, не избито. Получилась трогательная, остроумная и жизненная история о том, как продавец люстр, отец трех дочерей, задолжавший деньги бизнес-партнеру из Китая, пытается справиться с ситуацией.
В ролях — бесподобный Александр Робак, киногеничная Вера Енгалычева и яркая Олеся Судзиловская.
Особенное место в фильме занимает актер Ван Бин — это он сыграл добродушного и добросовестного китайца Вэйхонга, который не понимает причуды русских: у тех все «по справедливости», а нужно «по эффективности».
Ван Бин безоговорочно покорил зрителей «Маяка», и ему пришлось, под аплодисменты, рассказывать о себе: «Я очень благодарен продюсерам, что они взяли меня в этот фильм. Я ждал этого момента 40 лет».
Фестиваль «Маяк» будет идти до 9 октября, впереди еще семь конкурсных фильмов: от Надежды Михалковой, Дмитрия Давыдова, Константина Бронзита и других. О программе фестиваля читайте на РБК Life, а я продолжу рассказывать детали в следующем выпуске «Кино с Еленой Фоминой».