Санатории как недвижимость: смена аудитории и формата услуг
• [00:01] Санатории: эпоха трансформации и роста
• [01:35] Привлечение частных инвесторов и новые форматы
• [02:10] Преимущества медфункции для бизнеса
• [02:20] Сложности запуска и низкая конкуренция
• [02:34] Меняется портрет клиента санаториев
• [02:55] Новый спрос: велнес и короткие туры
Рынок санаториев в России переживает подъем интереса со стороны инвесторов и внутреннего туризма. Рост спроса связан с трендом на реабилитацию, а также с изменениями внешнеполитической ситуации.
Санатории — это лечебно-профилактические учреждения, где люди укрепляют здоровье, восстанавливаются после травм и долечиваются после перенесенных заболеваний. Чаще всего они расположены в курортных зонах и имеют собственную медицинскую специализацию. В 90-е и 2000-е годы спрос на санаторно-курортное лечение снижался: за последние десять лет в России закрылось 197 санаториев, и к концу 2024 года рынок насчитывал около 1700 объектов. Однако спрос на медицинскую реабилитацию вновь вырос — сначала во время пандемии, а затем на фоне внешнеполитической конъюнктуры.
Санатории стали значимым сегментом внутреннего туризма, а рост спроса делает рынок привлекательным для инвесторов. По данным консалтинговой компании «Николерс», до конца 2028 года в России планируется открыть около 17 новых санаториев с совокупным номерным фондом в 6000 единиц. Наибольшая активность наблюдается в Краснодарском крае (6 объектов) и Ставропольском крае (4 объекта). Еще семь откроются в Алтайском крае, на Камчатке, в Ленинградской и Тюменской областях, в Крыму, Татарстане и Санкт-Петербурге, отмечает директор департамента стратегического консалтинга компании «Николерс» Игорь Кокарев.
«Одной из важных тенденций рынка является появление новых способов развития объектов с привлечением частных инвестиций. Средства могут привлекаться как путем продажи юнитов и апартаментов, так и путем продажи долей в объекте. Это особенно важно в условиях высокой стоимости заемного капитала. Для частных инвесторов такие проекты привлекательны: наличие медицинской функции дает преимущества с точки зрения клиентской базы и обеспечивает более высокую среднегодовую загрузку по сравнению с классическими отелями. При этом создание современного санатория требует значительных инвестиций, формирования команды и получения лицензии. Это сложнее и дороже запуска гостиницы, поэтому уровень локальной конкуренции здесь ниже, что также является плюсом для инвесторов», — отметил Кокарев.
В современных санаториях заметно меняется и портрет аудитории. Если раньше они ассоциировались преимущественно с местом отдыха для людей зрелого возраста, то сейчас все чаще формируются программы для молодых и активных клиентов. Востребованы спа, велнес и фитнес. Растет популярность коротких оздоровительных туров и поездок на выходные — многие совершают такие визиты несколько раз в год. При этом часть гостей предпочитает отдых без прохождения медицинских программ.