Перейти к основному контенту

Как сочетать вино и еду:
документальный фильм

Гармония вина и еды

Виноделы Кубани

Шефы и их блюда

Путешествие по краю

Радио РБК⁠,
РАДИО
0

Конкуренция, аналитика, ИИ: как выжить на маркетплейсах в 2025 году

На маркетплейсах растет конкуренция: компании-гиганты удерживают большую часть оборота, а китайские поставщики захватывают рынок. Разбираемся, как новым продавцам успешно торговать на онлайн-площадках

В новом выпуске «Дело говорит» обсудили трансформацию рынка маркетплейсов в России. Какие компании выигрывают в условиях ожесточенной борьбы за покупателя? Как технологии и искусственный интеллект помогают конкурировать с лидерами отрасли? Как выстраивать отношения с китайскими продавцами? Андрей Казаков, лидер сегмента развития селлеров в «Т-Бизнесе», поделился мнением.

В передаче «Дело говорит» беседуют двое: искусственный интеллект, собравший ключевые факты об отрасли, и эксперт — профессионал с практическим опытом. Ниже — полная текстовая версия их разговора.

ИИ-голос маркетплейсов: «Больше 70% продаж сосредоточены лишь у 1% продавцов»

Мы — маркетплейсы. Нас выбирают миллионы, и мы это чувствуем. Каждая третья онлайн‑покупка в стране — у нас. По прогнозам, через три года мы займем 65% всех онлайн‑продаж и 90% всех транзакций.

Средний чек в прошлом году вырос на 18%. На Ozon он составляет 2710 руб. На Wildberries — 1594 руб.

Мы растем, но неравномерно. Почти 40% покупателей по‑прежнему выбирают только одну площадку. Это закрепляет лояльность потребителя, но снижает гибкость его поведения. Среди продавцов идет борьба. Больше 70% продаж сосредоточены лишь у 1% продавцов. Другие делят оставшуюся треть рынка.

В регионах обороты упали на 8-9% процентов из-за масштабных отключений интернета. При этом в Омске, Казани и Перми прирост выше 50%.

На маркетплейсах стремительно растет присутствие китайских продавцов, усиливается конкуренция как с импортом, так и между российскими компаниями.

Широкий ассортимент больше не главное преимущество для маркетплейсов. Выживают те, кто работает точнее и быстрее. Расчет, аналитика, выплаты, налоги — все должно быть автоматизировано. Финансовые сервисы активно встраиваются в процессы, чтобы покупателю было удобнее тратить, а продавцу — быстрее и прозрачнее торговать.

Мы видим тренд на нишевую торговлю. Покупатели все чаще ищут конкретные товары: технику, мебель, украшения. Объем нишевых площадок скоро достигнет 1 трлн руб. Мы будем расти, если сможем сохранить доверие, ускорить оборот и учесть разницу между городами. Мы — не просто каналы для продаж. Мы целая инфраструктура.

Андрей Казаков: «Мой совет: будьте технологичны и аналитичны»

Первая проблема — это концентрация оборотов: 1% всех селлеров на маркетплейсе владеет 70% оборота. 1% селлеров — это несколько тысяч предпринимателей, среди которых крупные бренды, например, «Спортмастер» и Gloria Jeans, существующие не один год. Кроме того, есть еще несколько тысяч предпринимателей, которые уже вышли на уровень этих лидеров. В то же время сотни тысяч предпринимателей продают на маркетплейсах с оборотом около 1 млн руб. в месяц.

Вопрос в другом: можно ли в 2025 или 2026 году, выходить на маркетплейсы? Мой ответ — да. Статистика показывает, что новые бизнесы, появившиеся в этом году, — далеко не все, но многие — успешно продолжают продавать. Их успех во многом зависит от контроля себестоимости товара в условиях растущей комиссии, поиска более дешевых поставщиков и минимизации числа посредников. Второй ключевой фактор — аналитичность и технологичность работы.

Следующий вызов — это китайские продавцы на маркетплейсах. Их проникновение растет, и многие воспринимают это как угрозу. Но китайских селлеров стоит рассматривать как партнеров: большое количество байеров, поставщиков и производителей — это возможность для взаимодействия и сокращения себестоимости товара.

Третий вызов — недостаточная технологичность нашего сектора. Часто предпринимателю сложно даже объединить несколько таблиц в Excel. На рынке появляются сервисы, которые помогают автоматизировать эти процессы. Важный момент для предпринимателя — держать руку на пульсе, анализируя данные по продажам, окупаемости и рекламе. Для этого нужны сервисы финансовой аналитики и юнит-экономики.

С развитием ИИ-технологий человек не сможет справляться эффективнее, чем система. Искусственный интеллект должен быть сильным партнером, который помогает в распределении товаров по складам, установке цен и оптимизации рекламы, включая автоматическое управление ставками в течение дня. Это дает конкурентное преимущество. Кейсы продавцов на Amazon показывают, что средний бизнес выигрывает именно благодаря технологиям.

В «Т-Бизнесе» мы уже помогаем предпринимателям в этих направлениях. Мой совет: будьте технологичны и аналитичны, и бизнес на маркетплейсах у вас точно получится.

Подготовка к Новому году

Коллаборация в стиле après-ski

Новогодний базар в Стокманн

Зимняя распродажа в Стокманн

Модные подарки в Стокманн

Праздничная сервировка в Стокманн

Как сочетать вино и еду:
документальный фильм

Гармония вина и еды

Виноделы Кубани

Шефы и их блюда

Путешествие по краю

Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
00 часов : 00 минут : 00 секунд
00 дней

Считаем дни
до Нового года

Реклама ООО “БОРК Импорт”

Лента новостей
Курс евро на 16 декабря
EUR ЦБ: 93,23 (-0,34)
Инвестиции, 19:55
Курс доллара на 16 декабря
USD ЦБ: 79,45 (-0,28)
Инвестиции, 19:55
WTA второй раз подряд признала Соболенко теннисисткой года Спорт, 20:03
Суд снова рассмотрит апелляцию на приговор калининградским врачам Общество, 20:00
Рост цен на новостройки в России в ноябре снова ускорился Недвижимость, 20:00
Как цифровые платформы оптимизируют логистику и учет в нефтегазе Отрасли, 20:00
Как российский бизнес переходит к системной интеграции ИИ Отрасли, 19:59
На своем берегу: какой будет новая очередь City Bay РБК и City Bay, 19:59
Фьючерсы на цифровые активы: плюсы и минусы для инвесторов Инвестиции, 19:58
Какой у вас стиль управления?
Узнайте его риски и возможности
Пройти тест
Reuters узнал о решении 90% вопросов на переговорах по Украине в Берлине Политика, 19:57
Что такое экзосомы и какую роль они играют в косметологии РБК и КИТ МЕД, 19:46
От лечения к контролю: почему женщины после 45 — драйверы фармрынка Отрасли, 19:44
Минфин США отказал Xtellus в покупке зарубежных активов ЛУКОЙЛа Бизнес, 19:42
Путин продлил запрет поставлять российскую нефть по потолку цен Политика, 19:37
Рютте и фон дер Ляйен присоединятся к переговорам в Берлине Политика, 19:32
Экс-капитан футбольной сборной России рассказал о борьбе с раком Спорт, 19:31