Клиенты банков получат четкое разъяснение причин блокировок счетов и карт
Банки обязаны раскрывать клиентам причины блокировки карт и приостановления операций по счету. Об этом сообщается в информационном письме Банка России.
ЦБ уточнил, что некоторые пользователи сталкивались с ситуацией, когда им трудно разобраться, почему карта была заблокирована или почему возникли проблемы с использованием мобильного приложения банка. Регулятор обратил внимание кредитных организаций на необходимость давать прозрачную информацию клиентам относительно применяемых мер.
«Банкам следует четко разграничивать требования закона № 161-ФЗ «О национальной платежной системе», направленного на противодействие мошенническим операциям, и закона № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Важно, чтобы при этом банки сообщали, что необходимо предпринять клиентам для защиты своих прав и снятия ограничений», — говорится в пресс-релизе ЦБ.
В настоящее время регулятор фиксирует случаи, когда банк, ссылаясь одновременно на оба закона, не имеет достаточно оснований для введения двойных ограничений. Такая практика также недопустима, и банкам надлежит ее избегать. Банк России будет следить за тем, как кредитные организации соблюдают его рекомендации, заключил регулятор.
Согласно закону № 369-ФЗ от 24 июля 2023 года «О внесении изменений в Федеральный закон «О национальной платежной системе», банки могут приостанавливать переводы на два дня, если транзакция покажется им подозрительной. Банк России в свою очередь определил шесть признаков подозрительных операций, которыми должны руководствоваться банки для предотвращения переводов, например, выявление нетипичной для клиента операции, например по сумме перевода, периодичности, времени и месту совершения.
Кроме того, «антиотмывочный» 115-ФЗ обязывает кредитные организации идентифицировать своих клиентов (физлиц и компании) и пристально следить за их сделками и операциями, выявляя и блокируя подозрительные. При наличии подозрений в нарушении 115-ФЗ операции по счету блокируются полностью, то есть снятие наличных, переводы и другие действия с деньгами невозможны.
Для исключения любых подозрений относительно возможной связи с отмыванием доходов и другой противоправной деятельностью банки запрашивают у клиентов документы и пояснения в целях понимания характера операции, ее экономического смысла или подтверждения источника происхождения денежных средств. Клиент обязан представить запрашиваемые банком документы (п. 14 ст. 7 Федерального закона № 115‑ФЗ).
Читайте «РБК Инвестиции» в Telegram.


