Где дно у рынка США? Эксперты о глубине падения S&P 500
2022 год индекс S&P 500 начал на позитивной ноте — 4 января индикатор установил исторический максимум, достигнув 4818,62 пункта. Однако после этого наблюдалась почти полугодовая коррекция . По состоянию на 11 мая S&P 500 потерял с начала года 17%.
На динамику S&P 500 влияло сразу несколько факторов: рост годовой инфляции (с 7,5% в январе до 8,3% в апреле), ужесточение ДКП со стороны ФРС (рост ставки с 0–0,25% в январе до 0,75–1% в мае и начало сокращения баланса ФРС), падение ВВП в первом квартале 2022 года и геополитическая напряженность.
Сегодня, 11 мая, индекс растет почти на 1%, до 4040 пунктов к 18:46 мск. При этом открытие торгов началось снижением после публикации данных по инфляции. Рост цен в апреле в годовом исчислении замедлился и составил 8,3%, что тем не менее выше прогноза аналитиков в 8,1%. Базовая инфляция составила 6,2% и также превысила ожидания в 6%.
Тони Рот, директор по инвестициям Wilmington Trust Investment Advisors, отмечал, что если данные по инфляции выйдут хуже ожиданий, то это может подтолкнуть ФРС к более агрессивному ужесточению денежно-кредитной политики, чем сейчас закладывают рынки. Эксперт спрогнозировал, что в таком случае падение индекса S&P 500 может составить 25–40% от пика — 2890–3610 пунктов.
По итогам двухдневного заседания, которое прошло 3–4 мая, Федрезерв решил увеличить процентную ставку по федеральным кредитным средствам (federal funds rate) сразу на 0,5 п.п., до 0,75–1% годовых. В ходе пресс-конференции председатель ФРС Джером Пауэлл подчеркнул, что дальнейшее повышение ставок выглядит уместным. Он отметил, что на следующих заседаниях будет обсуждаться повышение базовой ставки на 50 б.п., а повышение на 75 б.п. пока не рассматривается.
Падение на схожую величину прогнозируют аналитики Bank of America Research. «На последних 19 «медвежьих» рынках среднее падение от пика до дна составило 37% при средней продолжительности 289 дней. Если история повторится, то «медвежий» рынок должен закончиться в октябре 2022 года, когда S&P будет на уровне 3000 пунктов», — считают эксперты. По мнению аналитиков, падение фондового индекса ниже 4000 пунктов станет переломным моментом, который может спровоцировать массовый отток средств инвесторов с рынка акций США, предупредили в банке. Если прогнозы экспертов сбудутся, то S&P 500 предстоит еще примерно 25%-ный спад с текущих уровней.
Менее пессимистично на ситуацию смотрит главный эксперт по рынку Instinet Фрэнк Каппеллери. Он считает, что текущее движение индекса S&P 500 открывает дорогу к отметке 3460 пунктов, что на 14% ниже текущих уровней. Такое падение возможно не только потому, что индекс так резко упал, но и потому, что он не смог стабилизироваться на ключевом уровне. За последний год индекс несколько раз отскакивал, когда снижался до уровня 4100–4150 пунктов. S&P 500 также продемонстрировал попытку роста от этой отметки на торгах 2 мая — тогда индекс в моменте опускался ниже 4100 пунктов, но закрылся на уровне 4155 пунктов, а к 4 мая достиг 4300 пунктов. Однако на торгах в понедельник, 9 мая, S&P 500 пробил ключевой уровень и закрылся даже ниже отметки в 4000 пунктов.
Аналитик Morgan Stanley Майкл Уилсон — один из самых известных « медведей » на Уолл-стрит — сообщил клиентам, что индекс S&P 500 имеет потенциал снижения как минимум до 3800 пунктов в ближайшей перспективе, но, возможно, упадет до 3460 пунктов. О том, что нужно использовать любые попытки роста S&P 500 для продажи акций, эксперт предупреждал еще в марте. В базовом сценарии Уилсон ожидает, что индекс S&P 500 упадет в ближайшей перспективе и только через год, то есть следующей весной, поднимется до 3900 пунктов, что примерно на 2,5% ниже текущих уровней.
Аналогичный прогноз дал Боб Фаррел — экс-аналитик и управляющий фондами Merrill Lynch. «Акции роста выходят из фаворитов, мы видим, как обваливаются бумаги крупных компаний, которые поддерживали S&P 500. К тому времени, когда все это закончится, вероятно, все они еще больше упадут. Если S&P 500 снизится на 30%, что, на мой взгляд, вполне возможно, то вы увидите отметку в 3460 пунктов».
Сэм Стовалл, главный аналитик по акциям независимой инвестиционной компании CFR, считает, что уровень в 3800 пунктов по S&P 500 кажется «адекватным по нескольким причинам». «Во-первых, с фундаментальной точки зрения средний форвардный P/E индекса S&P 500 (отношение прибыли за 12 месяцев к капитализации) с 2000 года составляет 17. И такое соотношение по S&P 500 мы получаем около 3860 пунктов», — отмечает эксперт.
Два технических индикатора — уровень коррекции Фибоначчи и паттерн «голова и плечи» — также указывают на скорое снижение S&P 500 до 3800 пунктов, что на 8% ниже текущего уровня. Стовалл предупредил инвесторов, что их по-прежнему ожидает высокая
волатильность
: «С начала года до конца апреля у нас было в 2,5 раза больше колебаний, превышающих 1%, чем в среднем со времен Второй мировой войны».
Оксана Холоденко, начальник отдела аналитики и продвижения «БКС Мир инвестиций», считает, что сейчас высока вероятность отскока индекса в район 4150–4160 пунктов после того, как был протестирован уровень поддержки 3950 пунктов. «В среднесрочной перспективе есть риски спуска S&P 500 в район 3700 пунктов. Предыдущий «медвежий» рынок пришелся на 2020 год, когда наблюдалась острая фаза пандемии коронавируса. Восстановление потерянных 34% заняло пять месяцев».
Михаил Денисламов, старший аналитик ИК «Фридом Финанс», прогнозирует, что индекс S&P 500 может найти дно в районе 3800–3850 пунктов. «Снижение ниже 3850 ознаменует собой коррекцию на 20% от пика — классический критерий перехода в «медвежий» рынок», — отмечает эксперт. Однако такая коррекция выглядит необоснованной, если вероятность сценария рецессии снизится ввиду устойчивости выходящих данных по экономике США, считает эксперт. «В случае если данные начнут сигнализировать о риске рецессии, то пересмотр оценок по EPS быстро приведет к падению до 3500, где располагается 200-недельная скользящая средняя», — резюмировал Денисламов.
Что станет дальнейшими триггерами снижения
Управляющий активами УК «Система Капитал» Дмитрий Терпелов отметил, что риски дальнейшего падения можно разделить на риски для мультипликаторов и для прогнозов по прибыли. «Если говорить про мультипликаторы, то они могли бы оказаться под давлением, если рынок посчитает, что ФРС нужно будет быстрее ужесточать монетарную политику. Это может произойти, если инфляция не будет замедляться, как сейчас ожидается», — говорит эксперт.
«Для прогнозов по прибылям понижательным риском может быть ухудшение ожиданий по номинальным темпам роста экономики», — отмечает Терпелов. Краткосрочным фактором риска эксперт называет влияние падения деловой активности в Китае на глобальную экономику, а среднесрочным — снижение из-за инфляции реальных располагаемых доходов домохозяйств, что вместе с влиянием ужесточения ДКП в итоге может негативно сказаться на потребительском спросе и общем росте экономики.
Михаил Денисламов, старший аналитик ИК «Фридом Финанс»: «Потенциальным триггером может стать ослабление внутреннего спроса в США на фоне негативных последствий инфляции. До сих пор реальное потребление достаточно стабильно росло. Кроме того, даже при условии сохранения потребления в США на стабильном уровне факторами давления на EPS компаний могут выступить слабые продажи за пределами США — в Европе и Китае. Сильный доллар также выступает фактором, снижающим темпы роста выручки американских транснациональных компаний».
Оксана Холоденко также отметила, что дальнейшим триггером снижения может выступить замедление американской экономики и высокая инфляция. Это факторы в пользу ослабления потребительского доверия и деловой активности.
Андрей Эшкинин, аналитик ИК «Алор Брокер»: «Рекордная инфляция производителя, которую уже нельзя переложить на покупателя, приводит к снижению чистой прибыли. Компании перестают совершать buyback для увеличения рыночной капитализации из-за высокой стоимости кредитования. В совокупности два этих фактора ставят под угрозу выплаты дивидендов, из-за которых многие инвесторы покупали ценные бумаги».
Узнайте о возможностях нашего Каталога в телеграм-канале «РБК Инвестиций»