Apple провалилась в суде с Epic. Насколько серьезен удар по бизнесу
В пятницу, 10 сентября, суд в США вынес решение по иску разработчика компьютерных игр Epic Games против Apple, и ни одну из сторон нельзя назвать победителем. Apple не признали монополистом на рынке мобильных игр — но теперь технологический гигант обязан разрешить разработчикам использовать сторонние системы для оплаты в приложениях. И это неожиданный удар по доходам Apple — хотя в компании из Купертино назвали решение суда «большой победой».
Epic Games добилась разрешения добавлять ссылки для оплаты покупок в приложении на сторонних сайтах и сервисах, но разработчику игр этого явно мало. Глава компании Тим Суини заявил после суда: «Сегодняшнее решение — это не победа ни для разработчиков, ни для потребителей. Epic борется за честную конкуренцию между способами оплаты в приложениях и между магазинами приложений для миллиарда потребителей». Видимо, точку в этом вопросе ставить рано.
Это важное дело для будущего индустрии и инвесторов: его исход может изменить рынок мобильных приложений. Разбираемся, что это значит для создателей игр, бизнес-модели AppStore, будущего рынка и перспектив Apple.
С чего начался конфликт Apple и Epic Games
Epic Games — не единственный, но один из главных игроков, оспаривающих контроль Apple над магазином приложений для iPhone. Сейчас в App Store действуют строгие правила для разработчиков. Так, они обязаны использовать платежную систему Apple в приложениях для iPhone, комиссия которой составляет от 15% до 30% от каждой транзакции.
Самая популярная игра Epic — Fortnite — зарабатывает на продаже внутриигровой валюты, которую можно тратить на улучшение персонажей. В 2020 году компания обновила Fortnite и снизила цены на 20% для игроков, которые совершали покупки напрямую у компании, а не через Apple. Тем самым компания нарушила правила AppStore, и приложение было удалено.
В Epic ожидали такого развития событий и вскоре подали заранее подготовленный иск против Apple. Разработчик заявил, что у компании есть несправедливое преимущество, ведь она определяет правила для единственного магазина, из которого можно устанавливать приложения на iPhone.
Epic также запустил специальное мероприятие в Fortnite и спародировал культовую рекламу Mac «1984», высмеивая мощь Apple.
Решение суда: «Успех не является преступлением»
Теперь разработчикам приложениям iOS должно быть разрешено предлагать и другие способы оплаты помимо Apple. Судебное решение должно вступить в силу через 90 дней — 9 декабря. Однако оно еще может быть обжаловано.
В отдельном решении суд заключил, что Epic Games сознательно нарушила контракт с Apple, когда внедрила альтернативную платежную систему в приложение Fortnite. Из-за этого Epic должна будет выплатить Apple 30% от выручки, полученной через систему с момента ее внедрения. Общая сумма составит более $3,5 млн.
Отдельная часть разбирательства была посвящена оценке уровня конкуренции на рынке мобильных игр. Сегмент приносит около 70% выручки AppStore. Судья пришла к выводу, что iOS и Android — почти дуополия, однако Nintendo Switch и облачные игровые сервисы могут стать конкурентами в самом ближайшем будущем.
По оценкам суда, доля Apple на рынке транзакций мобильных игр составляет около 55%, что приносит компании «чрезвычайно высокую прибыль». Однако «эти факторы сами по себе не свидетельствуют о монопольном поведении. Успех не является преступлением», — заключила судья.
Таким образом, решение суда оставляет возможности для будущих антимонопольных жалоб. Судья заметила, что «Apple находится на грани монопольной власти со своей значительной долей рынка», однако пока она не достигла критической отметки.
Как решение повлияет на рынок мобильных приложений
Сейчас компания планирует подать апелляцию. Решение суда может иметь долгосрочные последствия для разработчиков, поскольку Apple придется скорректировать правила, чтобы внедрить новые способы оплаты. Например, компания может потребовать, чтобы другие платежные сервисы предлагались только в качестве опции.
В последние недели Apple уже внесла несколько изменений в правила App Store в связи с другими судебными процессами:
- в результате соглашения с японским регулятором технологический гигант изменил политику в отношении приложений, предоставляющих доступ к приобретенному контенту, например Netflix, Spotify, Audible и Dropbox. Теперь они смогут монетизировать приложения за пределами экосистемы Apple и управлять учетными записями на внешних сайтах;
- разработчикам разрешили использовать контактные данные клиентов, собранные в приложении, для информирования о других способах оплаты;
- в Южной Корее новый закон вынудил Apple и Google разрешить разработчикам использовать сторонние платежные системы;
- комиссия для небольших компаний была снижена.
Для потребителей введение дополнительных способов оплаты означает, что магазин приложений может стать более сложным. Пользователи будут вынуждены выходить из приложений ради покупок или более выгодных цен. Также при использовании внешних платежных систем клиенты потеряют возможность управлять всеми подписками в одном месте, что потенциально усложнит их отмену.
«Пока не ясно, как разработчики будут реализовывать новую функцию и будет ли их сервис удобнее, чем у Apple. В целом же новость позитивная», — считает эксперт по фондовому рынку «БКС Мир инвестиций» Павел Гаврилов.
По мнению эксперта, изменения могут привести к некоторому росту выручки Electronic Arts и Activision Blizzard, у которых есть популярные серии в сегменте мобильных игр. Гаврилов утверждает, что вовлеченность в рынок выше у NetEase и Tencent и решение могло бы повлиять на них сильнее, но у компаний присутствуют дополнительные риски со стороны регулирующих органов Китая.
Однако аналитик инвестхолдинга «Финам» Александр Ковалев считает, что влияние на рынок мобильных приложений не будет критичным. «Значительное количество пользователей приложений прекрасно осведомлены об альтернативных способах оплаты. Например, по разным оценкам, около 95% пользователей музыкального стриминга Spotify не платят комиссию Apple, поскольку приобретают подписку напрямую на сайте компании», — говорит эксперт. При этом аналитик подчеркивает, что на последствия влияет реализация механизма альтернативного платежа, который решение суда не регулирует напрямую. По мнению Ковалева, с большой долей вероятности будет внедрена переадресация покупателя на сайт разработчика — не факт, что для всех пользователей это будет удобнее.
Дополнительные изменения в политике AppStore исключить нельзя — в суде продолжается рассмотрение исков Sonos, Match Group и Spotify.
Как решение суда повлияет на Apple
Сейчас в AppStore доступно более 30 тыс. сторонних приложений по подписке, на крупнейшие из них приходится всего 0,25% дохода компании от услуг. Общая выручка за три квартала 2021 финансового года достигла $50 млрд — это в три раза меньше, чем от iPhone за этот же период.
Решение может негативно повлиять на финансовые показатели Apple, если значительное количество покупок будет совершено за пределами AppStore, поскольку компания не получает за них комиссию.
Аналитик «Финама» Александр Ковалев оценил вероятную недополученную выручку Apple от последствий решения суда в диапазоне от $10 до $12 млрд на 2022 финансовый год. «С учетом стратегического фокуса компании, результатов третьего квартала 2021 финансового года, которые оказались выше ожиданий, а также скорой презентации нового флагмана iPhone 13, данное решение не должно оказать существенного воздействия на бизнес Apple», — считает эксперт.
Ведущий аналитик по международным рынкам управления анализа рынков компании «Открытие Брокер» Алексей Корнилов предполагает, что Apple продолжит взимать комиссию, хотя ее размер из-за дополнительной конкуренции может снизиться.
«По предварительным подсчетам, под негативным влиянием решения может оказаться около 6% выручки — это ограниченный объем, который не помешает Apple адаптироваться к новым правилам», — говорит эксперт. По мнению Корнилова, остальной бизнес компании сохраняет позитивный импульс, поэтому перспективы Apple остаются положительными.
Главный инвестиционный стратег «ВТБ Мои Инвестиции » Барри Эрлих обращает внимание инвесторов на то, что большинство покупок в сегменте мобильных игр совершается 10% клиентов. «Доходы AppStore в значительной части зависят от наиболее агрессивных геймеров, которые могут быть более лояльны к разработчикам любимых игр и более мотивированы к оплате услуг со скидкой вне AppStore» — считает Эрлих.
Apple выиграла в более важном вопросе — технологического гиганта не признали монополистом, что могло бы привести к дополнительным мерам со стороны регулятора США. Apple не придется разрушать сторонние магазины приложений, что могло бы стать гораздо более разрушительным для долгосрочных перспектив бизнеса в сегменте.
Анализ событий, «распаковка» компаний, портфели топ-фондов — в нашем YouTube-канале