Заработать на Мексике: FEMSA захватит рынок e-commerce Латинской Америки
Цифровая экономика в Мексике начинается с местной версии «Пятерочки» — сети магазинов у дома OXXO. Более 60% мексиканцев не имеют счета в банке (для сравнения, в РФ — только 12,5%), а экономика страны держится на наличных деньгах. Миллионы людей каждый день идут в магазины OXXO для того, чтобы заплатить наличными за 5000+ сервисов (от Amazon и Netflix до счетов за электричество и воду). На компании, которая владеет этим бизнесом, можно заработать.
Кажется невероятной идея о том, что сеть небольших «магазинов на районе» играет ключевую роль в переходе огромной страны от кеша в цифровую экономику. Она звучит даже безумно, если знать, что владеющая этими магазинами компания — пивовары с 130-летней историей. При отсутствии в стране развитой инфраструктуры владельцы сети дистрибуции получают конкурентное преимущество. Пока Amazon не начнет доставлять кофе за $1 в течении 5 минут, это преимущество сохранится.
Мы проанализировали бизнес компании FEMSA. Она котируется на Нью-Йоркской фондовой бирже под тикером FMX. Если провести аналогию с другими компаниями, то FEMSA — это «Пятерочка», «Почта России», Coca-Cola и Heineken в одном флаконе.
FEMSA — что это вообще за компания?
FEMSA — четвертая по капитализации компания Мексики ($28 млрд) с 320 тыс. сотрудников в 13 странах. Компания начала деятельность в 1890 году с варки пива. Пять семей основателей пивоварни до сих пор владеют 39% бизнеса. Второй по значимости акционер с долей 9% — Билл Гейтс.
Бизнес FEMSA четко делится на три основных направления: кола, пиво и сеть магазинов.
Согласно нашему анализу, FEMSA торгуется ниже суммы их долей в Coca-Cola FEMSA, Heineken и Femsa Comercio. Плюс текущая оценка не учитывает потенциал роста от перехода страны к цифровой экономике. Давайте рассмотрим каждую часть подробнее.
Coca-Cola FEMSA
Coca-Cola не производит собственные напитки. Она заключает контракты с локальными компаниями, которым продает только концентрат. Локальные производители добавляют газированную воду, разливают напиток по бутылкам и продают на местных рынках.
В конце 70-х FEMSA купила Mexico City Coca-Cola (права на производство и дистрибуцию колы в регионе) у The Coca-Cola Company за $60 млн. Текущая оценка доли FEMSA в этом бизнесе — $4 млрд.
Ключевые факты о Coca-Cola FEMSA:
- Крупнейший производитель Coca-Cola в мире (по количеству бутылок);
- 12% от мирового производства Coca-Cola;
- Операционная деятельность в Мексике, Бразилии (80%) и ряде других стран Центральной и Южной Америка (Колумбия, Аргентина, Чили, Уругвай и т.д);
- $10,3 млрд — выручка в 2019 году;
- FEMSA владеет 47,9% бизнеса;
- Общая капитализация компании Coca-Cola FEMSA — $9 млрд;
- Coca-Cola FEMSA (котируется на Нью-Йоркской фондовой бирже под тикером KOF) генерирует кеш (средний рост выручки за последние 10 лет +7% CAGR) для развития остальных направлений бизнеса FEMSA.
FEMSA и Heineken
В 2010 году FEMSA продала свой пивной бизнес (бренды Dos Equis, Sol и Tecate) компании Heineken, в обмен на 20% долю в голландском производителе (текущая доля 15%). Отличная сделка для FEMSA, так как Heineken показывал рост в 10% CAGR за последние 10 лет. Текущая оценка доли FEMSA в Heineken — $9,5 млрд.
CAGR — это показатель совокупного среднегодового темпа роста. Он демонстрирует, на сколько процентов за год прирастает изучаемый параметр.
В этом году истекает соглашение между FEMSA и Heineken, которое обязывало FEMSA продавать пиво только голландского производителя в сети своих магазинов. Это позволит компании начать продажи пива от AB Inbev, включая марку Corona — самый популярный бренд в Мексике.
FEMSA Comercio
Самая интересная часть бизнеса FEMSA — FEMSA Comercio. Она включает аптеки, заправки и магазины у дома. OXXO — это крупнейшая ретейл-сеть небольших магазинов (20 тыс. точек) в Южной Америке. У ближайшего конкурента 7-Eleven в 2 раза меньше точек в регионе и в 10 раз — в Мексике.
Магазины OXXO маленькие (около 100 квадратных метров), их дешево строить, они продают высокомаржинальные продукты (табак, пиво, чипсы) и предоставляют возможность оплачивать наличными более 5 тыс. сервисов. Эти факторы позволяют OXXO генерировать 30% ROIC (доходность инвестированного капитала) после уплаты налогов.
Два основных драйвера дальнейшего роста бизнеса OXXO (без учета цифровых сервисов):
- Дальнейшая экспансия. Компания планирует увеличить количество точек в Мексике до 30 тыс.
- Corona. Начало продаж в 2022 году самого популярного пива в Мексике.
FEMSA и финансы
Текущая оценка FEMSA после вычета долей в Heineken & Coca-Cola FEMSA — $7,5 млрд или чуть меньше 6 по мультипликатору EV/EBITDA. Для сравнения, показатель EV/ EBITDA у крупнейшего ретейлера в регионе Walmex (подразделения Walmart в Мексике и Центральной Америке) составляет больше 14. FEMSA растет быстрее Walmex и торгуется в 2 раза дешевле по мультипликаторам.
Coca-Cola и Heineken продолжают генерировать деньги для FEMSA, в то время как ретейл-бизнес пострадал от пандемии. Бизнес OXXO упал на 4% в первые 9 месяцев 2020 года в связи с COVID-19. В третьем квартале трафик в магазины упал на 22%, что негативно отразилось на продажах OXXO (-9%).
OXXO и электронный кошелек
19 тыс. магазинов ОХХО в Мексике означает, что они всегда находятся в пешей доступности у большей части населения. На каждые 10 тыс. человек есть один магазин ОХХО. Каждый день один из десяти мексиканцев посещает эту сеть.
В 2012 году ОХХО запустила свои дебетовые карты и к настоящему моменту выпустила 14 млн. Карта Saldazo — предоплаченная карта Visa, не требующая банковского счета или кредитной истории. Мексиканец получает ее бесплатно в магазине и может пополнять/снимать наличные в банкоматах или оплачивать покупки в онлайне/оффлайне. Карта предоставляет дополнительные скидки в сети OXXO, тем самым мотивируя владельцев возвращаться в магазины. У сети на 50% больше точек в стране (19 тыс. магазинов + 1250 аптек + 545 заправок), чем отделений у всей банковской индустрии (13 тыс.).
Дебетовая карта не генерируют компании огромной прибыли. Она собирает данные о поведении покупателей, которые ОХХО использует для формирования будущего ассортимента, закупок, скидок и так далее.
Так как у большинства населения нет банковского счета, для них магазины ОХХО — это возможность заплатить за любой сервис (от покупки виртуальной валюты в Fortnite до оплаты счета за электричества).
ОХХО заключила партнерское соглашение с главным врагом всего ретейла — Amazon. Как работает этот тандем:
- Человек оформляет заказ на Amazon
- Приходит в ОХХО и оплачивает его наличными
- ОХХО отправляет уведомление Amazon
- Amazon доставляет заказ в магазин OXXO
- Человек забирает свой заказ
Частые покупки с низким чеком — это модель, которую очень сложно побить интернет-магазинам. Поскольку у большинства населения нет возможности оплатить покупки онлайн, партнерство c OXXO — оптимальный выход для Amazon в Мексике.
ОХХО в этой модели находится между продавцами и покупателям, что дает им возможность зарабатывать на обеих сторонах. Компании платят ОХХО Pay 3,5% за транзакцию, покупатели — 10 песо ($0,50). Место ОХХО в текущей модели предоставляет платформу для создания электронного кошелька в Мексике.
Рынок электронных платежей (Apple Pay, PayPal, AliPay и так далее) с 2017 года увеличился в 3 раза. Электронный кошелек — это маркетплейс. У тебя должно быть достаточно компаний, принимающих твои платежи, чтобы создать ценность для пользователей, и достаточно пользователей, чтобы создать ценность для компаний. У ОХХО уже есть 14 млн посетителей магазинов и 5 тыс. компаний, принимающих платежи, включая крупнейших игроков, как Amazon и Stripe.
Электронный кошелек позволит OXXO:
- Создать финансовую инфраструктуру для 15-ой экономики мира
- Продавать кредитные продукты населению, у которого не было к ним доступа раньше
- Быть в центре роста интернет-торговли в Мексике
- С учетом того, что текущий бизнес FEMSA недооценен, инвесторы получают бесплатный опцион на создание мексиканского PayPal
FEMSA и риски
Политические риски, конкуренция на рынке электронных платежей и волатильности песо — три основных риска FEMSA.
Мексика плохо справляется с пандемией и находится в топе стран по уровню смертности (9,8%). Президент Мексики Андрес Мануэль Лопес Обрадор назвал Coca-Cola основной причиной высокого уровня смертности в стране.
Логика следующая: больше колы — больше людей с лишним весом — люди с ожирением умирают чаще от COVID-19. С декабря 2020 года правительство обязало компанию ставить специальные маркировки на бутылках колы, которые предостерегают об избыточных калориях.
Это плохие новости для бизнеса FEMSA. Но позитив здесь все-таки есть. Рейтинг текущего президента опустился с 80% в 2018 году до 59% в 2020 году. Правда, следующие выборы пройдут только в 2024 году.
Так как основной бизнес FEMSA находится в Мексике, то выручка сильно зависит от курса мексиканского песо. Порой песо «колбасит» не меньше, чем наш рубль.
Если с политическими и валютными рисками FEMSA научилась справляться за свою 130-летнюю историю, то конкуренция на рынке электронных платежей — новый вызов.
В Латинской Америке уже есть крупные компании, которые предоставляют доступ к электронным платежам: Rappi и Mercado Pago. Конкурентное преимущество OXXO в лице 20 тыс. магазинов теряет свою значимость во время глобальной пандемии. На первый план выходят комиссии. С другой стороны, знакомый каждому мексиканцу бренд OXXO, 14 млн дебетовых карт и сеть точек, где можно забрать товар, заказанный онлайн, дают компании возможность побороться за лидерство. В ближайшие пару лет мы увидим поножовщину на рынке электронных платежей в Мексике в лучших традициях сериала «Нарко».
Не грусти, амиго
При самом плохом сценарии мы получаем недооцененного лидера рынка напитков и ретейла. При идеальном — будущего лидера рынка электронных платежей Мексики и всей Латинской Америки. Экономика Мексики должна выиграть от смены американского президента и продолжит быть бенефициаром переноса производства из Китая в другие страны.
У FEMSA есть все необходимое для того, чтобы создать успешный электронный кошелек и заработать на переходе страны к цифровой экономике.
Для покупки акций FEMSA в России необходим статус квалифицированного инвестора или счет у иностранного брокера, дающего неограниченный доступ к Нью-Йоркской фондовой бирже.
Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнение профи», может не совпадать с мнением редакции.
Стоимость компании на рынке, рассчитанная из количества акций компании, умноженного на их текущую цену. Капитализация фондового рынка – суммарная стоимость ценных бумаг, обращающихся на этом рынке. Изменчивость цены в определенный промежуток времени. Финансовый показатель в управлении финансовыми рисками. Характеризует тенденцию изменчивости цены – резкое падение или рост приводит к росту волатильности. Подробнее Краткое обозначение акций компании, валюты или товара на бирже. Чаще всего состоит из букв, использованных в названии компании. Реже — из цифр (на азиатских биржах). В тикерах облигаций указаны базовые характеристики ценной бумаги — обычно цифрами. Тикеры валют состоят из трех букв. Первые две обозначают страну, а третья — первая буква в названии валюты (например, RUR — это российский рубль, а USD — доллар США). Аналитический показатель, указывающий на объем прибыли до вычета расходов по выплате процентов, налогов, износа и амортизации. Несмотря на свою популярность, комиссия по ценным бумагам США (SEC) не считает его частью Общепринятых Принципов Бухгалтерского Учёта (GAAP). Расчетный показатель. Позволяет оценить уровень недооцененности или переоцененности активов рынком. Считается как отношение показателя, содержащего рыночную стоимость актива (капитализация, цена акции, стоимость бизнеса) с отчетным финансовым показателем (выручка, прибыль, EBITDA и др.). Недооцененность или переоцененность актива оценивается при сравнении значения мультипликатора с мультипликаторами конкурентов.