Инвестиции
IPO·
0
0

IPO недели: DoorDash — один из крупнейших доставщиков готовой еды в США

8 декабря свои акции на NYSE разместит сервис по доставке еды DoorDash. Как студентам из Стэнфорда удалось создать одного из крупнейших игроков на этом рынке в США?
Фото: РБК Инвестиции
Фото: РБК Инвестиции

Дата IPO: 8 декабря

Биржа: NYSE

Тикер: DASH

Ценовой диапазон размещения акций: $75-85

Риски: сильная конкуренция, убыточность бизнеса, небольшой опыт деятельности на рынке, возможный спад темпов роста после пандемии

Возможности: рост популярности доставки и еды навынос у молодого поколения, потенциал привлечения новых клиентов

DoorDash — один из крупнейших доставщиков еды в США. Он планирует выйти на Нью-Йоркскую фондовую биржу 8 декабря. Торги акциями компании начнутся на следующий день, 9 декабря.

Всего на бирже разместят 33 млн бумаг DoorDash. Если акции продадут по максимальной цене в $85, то компания сможет привлечь более $2,8 млрд. С года своего основания сервис уже привлек $2,5 млрд от частных фондов. Среди инвесторов в стартап — фонд DST Global, основанный российско-израильским миллиардером Юрием Мильнером, который в мае 2019 года участвовал в раунде финансирования, в ходе которого компания привлекла $600 млн.

Обновление: после выхода этой публикации компания DoorDash 4 декабря изменила свой проспект IPO. В нем указан новый ценовой диапазон размещения — $90-95. В результате сервис доставки может привлечь до $3,135 млрд.

Основная цель выхода DoorDash на биржу — повышение капитализации  компании и ее финансовой гибкости. Платформа хочет потратить деньги на капитальные и операционные расходы, то есть на ведение бизнеса и модернизацию.

Оценка компании несколько раз менялась. В 2018 году она составляла $1,4 млрд, в июне этого года — $16 млрд. Bloomberg писал, что если учитывать верхнюю границу ценового диапазона IPO, то оценка компании может вырасти до $32 млрд.

DoorDash назвала диапазон цен для IPO. Может привлечь до $2,8 млрд
DoorDash , NYSE , IPO , Акции
Фото:Michael Vi / Shutterstock

История DoorDash

Компания появилась 12 января 2013 года в городе Пало-Альто, штат Калифорния. Изначально она называлась Palo Alto Delivery. Ее основали студенты Стэнфордского университета Тони Сюй, Энди Фэн, Эван Мур и Стэнли Тэн. Они опросили более 200 владельцев малых бизнесов и выяснили, что для тех доставка была настоящей болью. В то время за пределами Нью-Йорка мало кто предлагал эту услугу, отметил Сюй в проспекте IPO.

Студенты создали прототип своего сайта, разместили на нем меню ресторанов Пало-Альто и уже через несколько часов после запуска получили первый заказ. Это были тайская лапша с креветками и спринг-роллы. Днем основатели сервиса учились, а ночью работали курьерами. Каждый день они доставляли еду по всему кампусу Стэнфорда. В июне они сменили название на DoorDash.

В 2014 году Мур ушел в фонд Khosla Ventures — один из первых инвесторов DoorDash — и стал в нем партнером. Сюй занимает должность CEO DoorDash, а Фэн и Тэн передали ему право голосования своими акциями.

Такими были первые шаги компании, которая с тех пор сильно выросла. После сайта стартап сделал приложение. Теперь платформа объединяет более 390 тыс. ресторанов, 18 млн потребителей и свыше 1 млн курьеров не только в США, но также в Канаде и в Австралии.

Сооснователь и CEO DoorDash Тони Сюй
Сооснователь и CEO DoorDash Тони Сюй (Фото: Steve Jennings / Getty Images)

Как работает бизнес компании

DoorDash получает выручку от комиссий с ресторанов и пользователей за выполненные заказы. Компания начинала с обычной доставки еды, однако расширила ассортимент услуг. Сервис предлагает потребителям программу членства DashPass. Она стоит почти $10 в месяц. С ней можно заказывать неограниченное количество доставок в течение месяца. На конец сентября этого года у DashPass было 5 млн участников.

Кроме того, компания предоставляет услуги бизнесу, которые позволяют решать следующие задачи: привлечение и поддержка клиентов, аналитика продаж, мерчандайзинг и обработка платежей. Помимо ресторанов и кафе компания начала обслуживать продуктовые и цветочные магазины.

У DoorDash есть сервис Drive, который позволяет ресторанам доставлять еду своим клиентам, если те делали заказ не через платформу компании. DoorDash for Work помогает ресторанам и кафе получать крупные заказы от предприятий, а также поставлять еду на мероприятия.

Единорог Instacart готовит IPO. Оценка сервиса может достичь $30 млрд
IPO , Ретейл , Акции
Фото:JHVEPhoto / Shutterstock

Размер рынка и конкуренция

По данным на октябрь этого года, доля DoorDash на американском рынке доставки еды составляла 50%, говорится в проспекте IPO. Для сравнения, у Uber Eats — 26%, у GrubHub — 16%, а у Postmates — 7%.

В 2019 году DoorDash купил у финтеха Square платформу для доставки еды из ресторанов премиум-класса Caviar. Сумма сделки — около $410 млн.

Несмотря на лидирующие позиции, в DoorDash отметили, что по состоянию на конец сентября американские потребители платформы составляли менее 6% населения США. В 2019 году общая сумма выполненных заказов сервиса достигла $8 млрд. Однако за тот же период американцы потратили $302,6 млрд на готовую еду навынос, по данным Euromonitor International. То есть стоимость заказов на платформе была менее 3% от расходов потребителей.

В компании рассказали, что находятся на раннем этапе внедрения своих сервисов на рынок, но видят в этом большие возможности. Платформа оценивает свой потенциальный рынок более чем в $300 млрд.

В последние годы потребители, особенно молодые, стали больше тратить на еду навынос и доставку, отметили в DoorDash. В США в 2009 году доля подобных заказов в расходах на питание и напитки составляла 44%, а спустя десять лет она достигла 50%. В конце февраля этого года Национальная ассоциация ресторанов США выяснила, что 58% всех взрослых и 70% миллениалов теперь больше предпочитают доставку еды, чем два года назад. Пандемия коронавируса усилила этот тренд, отмечает DoorDash. И она благоприятно отразилась на компании.

Фото:Michael Vi / Shutterstock
Фото: Michael Vi / Shutterstock

Финансовые показатели

В 2019 году выручка сервиса выросла на 204% по сравнению с предыдущим годом. Она достигла $885 млн. В этом году рост оказался еще выше — за девять месяцев выручка взлетела на 226% и составила более $1,9 млрд.

За третий квартал этого года общее количество заказов увеличилось по сравнению с тем же периодом 2019 года на 237%, до 236 млн, а за девять месяцев — на 200% до 543 млн. Отчасти это произошло из-за пандемии коронавируса, когда люди перешли на самоизоляцию дома, а рестораны и кафе закрылись для посетителей, рассказали в DoorDash. В компании полагают, что в будущем темпы роста могут снизиться, так как пандемия отступит.

Несмотря на такие результаты, компания до сих пор не приносит годовой прибыли. В 2018 году чистые убытки DoorDash достигли $204 млн. В 2019 году они выросли до $667 млн, из которых $533 млн пришлось на первые девять месяцев. Однако за тот же период этого года они оказались меньше — $149 млн. А во втором квартале компании удалось получить чистую прибыль — $23 млн.

Прогулка с единорогами: «Кухня на районе» для тех, кому лень готовить
Кухня на районе , Стартап , Инвестиции

Риски вложения в бизнес DoorDash

  • Компания молодая, и у нее небольшой опыт работы на рынке. Из-за этого трудно прогнозировать перспективы платформы, ее потенциальные финансовые результаты. Сервис может и не добиться успеха в будущем;

  • С момента основания компания пока что несет чистые убытки. В DoorDash ожидают, что в будущем расходы сервиса на развитие бизнеса будут расти, и убытки продолжатся;

  • Компания сталкивается с острой конкуренцией среди доставщиков еды. Так как она расширяет деятельность за пределами этой сферы, то у нее могут появиться новые конкуренты, в том числе тех-гиганты Amazon и Google;

  • На бизнес и бренд DoorDash могут плохо повлиять сбои в работе сайта и приложения, а также несоответствие партнеров среди кафе и ресторанов стандартам качества и другим требованиям платформы;

  • Сервис собирает и хранит персональные данные, поэтому есть риск кибератак.


Больше новостей об инвестициях вы найдете в нашем телеграм-канале «Сам ты инвестор!»

Стоимость компании на рынке, рассчитанная из количества акций компании, умноженного на их текущую цену. Капитализация фондового рынка – суммарная стоимость ценных бумаг, обращающихся на этом рынке.
Авторы
Теги
Александра Хрисанфова фото
Александра Хрисанфова
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Новости
ФРС США снизила ставку до минимума за три года 10 дек, 22:00·0
Что такое социальная пенсия, кто ее получает, индексация в 2026 году 10 дек, 21:53·0
Просмотр популярных шоу допоздна снижает доходность на рынке 10 дек, 20:57·0
ЦБ назвал самый доходный актив в ноябре и с начала 2025 года 10 дек, 19:37·0
Рынок недвижимости без скачков: где искать доходность в 2026-м. Видео
Подписка на РБК
ЦБ повысил курс доллара более чем на ₽1, евро — почти на ₽2 10 дек, 17:56·0
Какой налог надо будет доплатить инвесторам, купившим акции ВТБ на SPO 10 дек, 17:38·0
Опрошенные ЦБ аналитики улучшили прогноз по силе рубля на ближайший год 10 дек, 16:10·0
Первые торги акциями «Базис» после IPO начались снижением на 11% 10 дек, 15:04·0
Акции ЮГК подорожали после заявления ЦБ по поводу оферты миноритариям 10 дек, 12:46·0
ГПБ изменил условия по вкладу «Новые деньги» 10 дек, 10:27·0
Что такое страховая пенсия: размер в 2026 году и формула расчета 10 дек, 10:26·0
Цены на серебро впервые в истории превысили $62 за унцию 10 дек, 09:53·0
Чего ждать от российского рынка акций 10 декабря: главные события 10 дек, 09:14·0