Челлендж по личным финансам: привести бюджет в порядок
Сегодня второй день нашего финансового челленджа. Вчера мы попросили вас подумать над тремя вопросами и записать ответы на них. Теперь переходим ко второму.
Задание № 2. Систематизируйте свой бюджет
Задание будет сложнее и займет больше времени, чем предыдущее. Но это один из самых важных шагов на пути к грамотному учету своих финансов. Разберем ваши траты, избавимся от лишних и выберем способ управления бюджетом.
1) Проведите ревизию своих расходов
Чтобы привести свой бюджет в порядок, нужно понять, что в него входит и на что вы тратите деньги. Если вы сохраняете чеки, то здесь они вам помогут. Или откройте ваше банковское приложение, в истории операций можно посмотреть, какие покупки вы совершали. Если чеки не храните и платите преимущественно наличными — постарайтесь напрячь память и выпишите все траты за последний месяц. От самых мелких до самых крупных.
Дальше можно поделить все расходы на две главные категории: постоянные траты и ситуативные. Первые — это аренда или ипотека, учеба своя или детей, коммунальные платежи, абонентская плата. В общем, все, что вы стабильно и постоянно оплачиваете каждый месяц. И точно знаете сумму, которая для этого нужна. Ситуативные — новая одежда в зависимости от сезона, кафе, рестораны, любые развлечение, еда навынос, незапланированные поездки. Тут сумма различается от месяца к месяцу. Сосредотачиваемся на этой категории и переходим ко второму пункту.
2) Откажитесь от ненужного
В этом нам помогут ответы, которые вы выписали в предыдущем задании. Откройте записи и посмотрите ответ на вопрос «Почему я на самом деле трачу деньги?». Там будет примерный список лишних покупок. Те, которые вы совершали не ради того, чтобы приобрести какую-то конкретную вещь и получить от нее удовольствие, а ради самой возможности что-то купить.
Теперь посмотрите на свои расходы в предыдущем месяце, которые вы только что изучили. Какие вещи в этих двух списках пересекаются? Именно от них стоит избавиться. Конечно, это не всегда может быть просто. Наверняка туда попали импульсивные траты. Но теперь вы точно знаете, от чего можете отказаться без ущерба для себя. Держите их в голове, и когда в следующий раз возникнет желание бесцельно что-то купить, вспомните об этом.
Еще одна категория, которая поможет вам сохранить деньги, это расходы, о которых вы не помните, или услуги, которые больше не используете. Да, бывает и такое. Сюда входят, например, подписки на образовательные сервисы, в которые вы обещаете себе зайти, но так и не делаете этого. To-Do-приложения, которые простаивают, пока вы все свои дела на скорую руку записываете в «Заметки». Мобильные сервисы для чтения онлайн, подписки на журналы и прочее.
Чаще всего эта ситуация возникает, когда у вас настроен автоматический платеж. Сервис списывает с вас плату каждый месяц, а вы можете даже не помнить об этом. Подписка может быть недорогой, но если их накопилось много, за месяц набежит внушительная сумма. Не говоря уж о годовой. Еще одна категория «забытых» трат — это ваш мобильный тариф. Зайдите в личный кабинет мобильного оператора и проверьте, не подключены ли там дополнительные услуги вроде «Замени гудок», за которые могут взимать ежемесячную плату.
3) Выберите способ управления финансами
Итак, перед вами расписан ваш месячный бюджет и выделены траты, которые можно сократить и не страдать от их недостатка. Чтобы в дальнейшем было проще систематизировать свои доходы-расходы и отслеживать ненужные траты, можно выбрать более удобный способ, чем каждый месяц напрягаться и выписывать все вручную. Существуют сервисы для учета личных финансов. Приведем несколько примеров.
Сначала бесплатные. Например, приложение «Тяжеловато» позволяет подсчитать, сколько вам можно тратить свободных денег в день, чтобы вписаться в планы и скопить небольшую сумму. Еще один сервис — Personal Finance — поможет вести не только свой, но и семейный бюджет, разбивать траты по категориям. Другой бесплатный способ вести учет финансов — разработать собственную систему в Excel. Но если с формулами у вас плохо, в интернете можно найти много шаблонов и адаптировать их под себя.
Что касается платных способов, то особенной популярностью пользуются приложения Дзен Мани и CoinKeeper. Преимущество первого — скан чека по QR-коду. Оно само переведет все в цифровой вид. Также в приложении можно самостоятельно поделить покупки на категории и поставить напоминания о предстоящий платежах. CoinKeeper любят за то, что благодаря ему тратить время на подсчет доходов и расходов вообще не нужно. Сервис позволяет привязать банковские и кредитные карты, и как только вы будете с помощь них оплачивать покупки, они сразу отобразятся в приложении. CoinKeeper еще и разобьет их на категории за вас.
Итак, мы надеемся, что вам удалось разложить свой бюджет по полочкам. Понять, какие затраты необходимы, а без каких можно обойтись, а также выбрать для себя подходящий способ ведения бюджета на будущее. В следующих уроках поговорим о кредитах и личном финансовой плане. Оставайтесь на связи.
Больше интересных историй и новостей об инвестициях вы найдете в нашем телеграм-канале «Сам ты инвестор!»