Инвестиции
0
0

Уничтожит ли COVID такси и каршеринг: последствия пандемии для сектора

21 мая мэр Москвы Сергей Собянин объявил о возобновлении работы каршеринга. Мы попросили генерального директора «ВТБ Лизинг» Дмитрия Ивантера проанализировать ситуацию в отрасли и оценить ее дальнейшие перспективы

Рынок такси уже начал восстановление, и на его развитии в долгосрочной перспективе COVID почти не отразится. А вот на рынке каршеринга пандемия приведет к серьезным переменам.

Шеринговая экономика бурно развивалась в последние годы по всему миру. Еще в 2019 году аналитики PwC прогнозировали, что она вырастет с $15 млрд до $335 млрд между 2015 и 2025 годами. Наиболее активно росли сектора вроде аренды офисной недвижимости (коворкинг), краткосрочной аренды жилья (Airbnb) и автомобильных сервисов.

В России шеринговая экономика в основном представлена в автосекторе. Глобально его можно поделить на два сервиса — такси и каршеринг. Ключевую роль в их развитии играет лизинговая отрасль: более 70% машин в такси и свыше 80% в парке каршеринга находятся в лизинге. Эти сегменты считались одним из драйверов роста российского рынка до пандемии.

COVID-19 сильно подорвал отрасль

В связи с пандемией коронавируса сегмент такси столкнулся с серьезными проблемами. По данным агентства CTRL, загруженность сервисов в апреле — начале мая составляла около 60–70% по сравнению с аналогичным периодом 2019-го. А количество машин «на линии» упало практически вдвое — до 57% к уровню 2019-го. Однако этот сегмент должен восстановиться достаточно быстро.

По информации от наших партнеров — операторов такси, количество заказов в последние полторы недели уже начало увеличиваться относительно показателей апреля в среднем на 10%. Также с недавнего времени мы стали получать новые заявки на лизинг автомобилей в автопарки такси. Пока они единичны, но это уже положительный сигнал восстановления рынка.

Мы ожидаем, что по объему перевозок он выйдет на показатели января-февраля уже к концу этого года, а в 2021-м может начаться его рост. До пандемии мы прогнозировали двукратный рост поездок на такси к 2030 году только в Москве — хотя считалось, что это уже один из самых насыщенных рынков. И даже сейчас мы не корректируем эти ожидания.

По данным Международного Евразийского форума «Такси», в 2019 году таксомоторный флот в России насчитывал порядка 477 тыс. автомобилей. Мы прогнозировали, что ежегодно он будет расти более чем на 100 тыс. автомобилей в год. Сейчас считаем, что в ближайшие пару лет он может быть ниже. Но в долгосрочной перспективе влияние COVID на рынок такси будет несущественным.

«Яндекс» отозвал прогноз по выручке. Виноват коронавирус
Фото:РБК Quote

Другой значимый сегмент российской шеринговой экономики — каршеринг. И вот на этом сравнительно новом и интенсивно растущем рынке COVID приведет к значительным изменениям: консолидации за счет ухода с него наименее финансово устойчивых компаний, усилению работы с корпоративными клиентами и пересмотру условий пользования автомобилями. И для того чтобы даже крупные компании прошли этот сложный для бизнеса период, понадобится государственная помощь.

По данным мэрии, в 2019 году Москва стала мировой столицей каршеринга с более чем 30 тыс. машин в парке — по этому показателю город обогнал Токио и Нью-Йорк.

До пандемии одним каршеринговым автомобилем за сутки пользовались семь человек. Это позитивно сказывалось на загруженности магистралей — потребность в машине семи человек удовлетворялась всего одним автомобилем. В тот период подавляющее большинство аналитиков прогнозировали дальнейший рост, а перспективы сегмента выглядели предельно позитивными.

Но пандемия внесла корректировки и в этот бизнес, перераспределив клиентские приоритеты. В начале апреля спрос на каршеринг в Москве упал на 61%.

В России каршеринг столкнулся с беспрецедентными запретами

В разгар пандемии власти запретили такие сервисы, аргументируя сложностью обеспечения безопасности пассажиров. Это нехарактерная ситуация, поскольку аналогичных запретов в мире практически нет.

Главным аргументом в пользу остановки сервисов каршеринга в Москве стал факт физического отсутствия перевозчика, способного обеспечивать соблюдение санитарно-эпидемиологических норм после каждого клиента. Каршеринговые операторы не в состоянии осуществлять эту функцию в силу специфики своего бизнеса.

Наложенные ограничения существенно осложнили жизнь агрегаторов такси и сервисов каршеринга, заставив искать альтернативные пути работы. К примеру, «Делимобиль» переориентировался на корпоративный сегмент, предложив «Пятерочке» свой автопарк для доставки заказов из магазинов. YouDrive запустил доставку между физическими лицами. «Яндекс.Такси», Gett и «Ситимобил» расширили свои тарифные предложения услугами доставки.

Каршеринговой отрасли нужна поддержка властей

Сегодня автомобильная отрасль в целом и каршеринг в частности нуждаются в мерах господдержки в части субсидирования затрат, которые несут операторы во время вынужденного простоя. По предварительным подсчетам, каршеринговые компании ежедневно теряли ₽28 млн, а суммарный объем потерь на большую четверку операторов в мае может достигнуть ₽1,3 млрд

Карантинная помощь: разбираем меры господдержки бизнеса в период COVID-19
Коронавирус , НДС , Банкротство , Игорь Файнман
Фото:РБК Quote

По разным оценкам, в структуре затрат каршеринговых компаний расходы на лизинг составляют от 50% до 70%. В этой связи в конце апреля правительством была принята программа комплексной поддержки автопрома на общую сумму более ₽20 млрд, которая также включает в себя ₽2,5 млрд на финансирование программ аренды автомобилей.

Рынок каршеринга ждут большие перемены

По прогнозам KPMG, текущая ситуация с пандемией может существенно изменить ландшафт рынка каршеринга в России и СНГ — как по составу участников, так и в плане стоимости и условий предоставления услуг.

Аналитики «ВТБ Капитала» и «Финама» сходятся в том, что к концу 2020 года рынок будет консолидирован крупными игроками, имеющими доступ к инвестициям и максимально интегрированными в существующие экосистемы. Формат краткосрочной аренды также может претерпеть изменения в области увеличения минимального срока бронирования автомобиля и дальнейшего развития корпоративного направления.

При этом не все игроки готовы свернуть планы по развитию. К примеру, «Делимобиль» планирует диверсифицировать риски и сфокусироваться на развитии своих сервисов в других городах и странах. Также представители сервиса отмечают, что не отказываются от планов по IPO, которое запланировано провести до конца 2021 года.

За последние годы развитие сервисов такси и каршеринга стали значимым драйвером роста не только для автопроизводителей, но и для лизинговых компаний. Это заметный сектор экономики, в котором совершаются многомиллионные сделки и работают тысячи людей. В сложившейся ситуации необходимо приложить максимум усилий для минимизации потерь, чтобы избежать массового ухода компаний с рынка и сохранить рабочие места.


Больше интересных историй и новостей об инвестициях вы найдете в нашем телеграм-канале «Сам ты инвестор!»

Авторы
Теги
Дмитрий Ивантер, генеральный директор ГК «ВТБ Лизинг», председатель совета НП «Лизинговый союз»
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Новости
Сколько нужно зарабатывать для максимальной пенсии в России: расчеты 08 ноя, 10:30·0
Назван актив, который может вырасти на 10–20% до конца 2025 года 08 ноя, 10:00·0
12 российских компаний объявили дивиденды: кто, сколько и когда заплатит 08 ноя, 09:15·0
Как Volkswagen пытается вернуть позиции на «потерянном» рынке КНР
Подписка на РБК
<p>Марк Мобиус</p>
«Самая большая ошибка». Мобиус — как покупать золото и избежать психоза
Подписка на РБК
Продажи удобрений на бирже в этом году достигнут трехлетнего максимума
Подписка на РБК
ЦБ установил курс доллара на выходные и 10 ноября выше ₽81 07 ноя, 17:36·0
Акции издателя игр Take-Two упали на 17% из-за переноса релиза GTA VI 07 ноя, 13:26·0
ГПБ снизил ставки по некоторым накопительным счетам 07 ноя, 13:13·0
ПСБ изменил условия по накопительному счету «Про запас» 07 ноя, 12:24·0
Ozon впервые в своей истории объявил дивиденды 07 ноя, 12:20·0
Миноритарии СМЗ обжаловали изъятие акций в Верховном суде 07 ноя, 12:01·0
Банк «Дом.РФ» запустил вклад со ставкой 35% годовых 07 ноя, 10:35·0
Чего ждать от российского рынка акций 7 ноября: главные события 07 ноя, 08:58·0