Сила спекуляции: как один фонд обвалил котировки нефти WTI
20 апреля котировки нефтяного фьючерса сорта WTI (West Texas Intermediate) впервые в истории опустились ниже нуля. Это означает, что продавцы доплачивали покупателям за то, чтобы те забрали их контракты на приобретение нефти. Так произошло потому, что предложение значительно превысило спрос на нефть. А также потому, что черное золото уже негде хранить — нефтехранилища по всему миру почти заполнены.
Но дело не только и, возможно, даже не столько в этом. Одна из основных причин произошедшего кроется в самом устройстве торгов нефтью и в составе участников рынка. В подтверждение этого говорит дата, когда цена на фьючерс WTI обвалилась: накануне исполнения (экспирации) фьючерса с последующими расчетами и поставками нефти. Или последний день, когда можно торговать определенным фьючерсом.
Для того чтобы понять, что действительно привело к случившемуся, прежде надо объяснить, как устроен срочный нефтяной рынок.
Продавцы, покупатели и игроки
Нефть WTI торгуется на товарной бирже в Нью-Йорке (NYMEX). Подавляющая доля торговли нефтью происходит в виде торговли фьючерсами. Слово «фьючерс» происходит от английского future — «будущее», что подразумевает расчеты через достаточно отдаленные сроки — месяц, несколько месяцев, год. Так сложилось из-за того, что нефть добывается постоянно, а спрос на нее имеет значительные сезонные колебания. Поэтому нефтедобытчикам и конечным потребителям нефти выгодно заключить гарантированную сделку на отдаленную дату.
Так подразумевалось изначально. Но из-за того что цены на этом рынке постоянно меняются, на него пришли новые участники — игроки или спекулянты. Их не интересуют гарантированные поставки нефти танкерами и через трубопроводы — их интересует разница цен. И чем она больше — тем выгоднее для них.
Биржевой спекулянт, купивший или продавший нефтяной фьючерс, изначально не намеревается ни приобретать, ни поставлять саму нефть. Биржевой спекулянт делает ставку на рост или снижение котировок. Если цена вырастает — он снимает сливки, если падает — считает убытки. При этом ему не надо платить всю сумму контракта сразу — ее нужно заплатить только в день расчетов. Для торговли фьючерсом достаточно внести только гарантированный залог, который может составлять 10–20% от суммы контракта.
И если спекулянты держат на руках достаточно большую долю контрактов перед датой исполнения фьючерсов, то они во что бы то ни стало будут стремиться избавиться от них до наступления даты расчетов, ведь физическая нефть им не нужна. Собственно, это и произошло 20 апреля.
Перебор в игре
Торгуемый на Нью-йоркской фондовой бирже фонд с названием Нефтяной фонд Соединенных Штатов (Exchange Traded Fund United States Oil Fund), или ETF USO, незадолго до даты исполнения майского фьючерса нефти WTI — еще на прошлой неделе — владел, по данным Bloomberg, 25% объема всех фьючерсных контрактов.
ETF USO — крупнейший в мире ETF, вкладывающий средства в нефтяные фьючерсы. Активы фонда достигают почти $3 млрд.
Этот фонд совершенно не планировал получать физическую нефть и оплачивать ее хранение в нефтехранилищах. По условиям USO, он должен вкладывать средства во фьючерсы на нефть с самой ближайшей датой исполнения. При этом фонд обязан переводить средства в следующий фьючерс за две недели до исполнения текущего. Не имея другого выхода, управляющие фонда вынуждены были распродавать контракты.
Сам USO формально нельзя обвинять в обвале нефтяных котировок до отрицательных значений — он должен был к 20 апреля уже продать свои объемы. Но, обладая такой массой контрактов, он своими действиями подвел рынок к тому, что цены рухнули.
В итоге в последний день торговли этим фьючерсом спекулянты вывалили на рынок огромное количество контрактов. Один за другим все начали избавляться от падающего актива. На такой объем продаж не нашлось желающих купить и цены на фьючерс обвалились до нуля и ниже. Стоимость майского контракта на нефть WTI достигла в ночь с 20 на 21 апреля -$40 за баррель.
End of Game
Во вторник, 21 апреля, котировки самого фонда USO обвалились на 25%, до $2,8. Причиной тому стали два фактора.
Во-первых, инвесторы опасаются держать деньги в фонде, который при последующей вынужденной распродаже такого объема контрактов сам может увести нефтяные котировки в минус.
Вторая причина состоит в том, что управляющие фонда объявили о его реструктуризации. Теперь часть средств будут направлять на покупку более долгих фьючерсов, что увеличивает риски неопределенности для держателей акций фонда.
В дополнение ко всему, чтобы по правилам биржи удержаться в ее листинге, фонд вынужден был произвести обратный сплит акций — восемь акций фонда теперь объединяются в одну. К этой процедуре компании прибегают, как правило, чтобы удержать свои акции на плаву.
Больше интересных историй и новостей об инвестициях вы найдете в нашем телеграм-канале «Сам ты инвестор!»