В Госдуме хотят вернуть право адвокатов на посещение подзащитных в СИЗО
Депутат-единоросс, координатор партийного проекта «Комфортная правовая среда» Рафаэль Марданшин предлагает исключить из закона об адвокатуре норму, предусматривающую обязательное наличие печати Минюста в удостоверениях адвокатов, следует из текста проекта, который есть у РБК. В апреле прошлого года Минюст утвердил новую форму адвокатских удостоверений, в которых печать не предусмотрена. По словам обратившихся к Марданшину адвокатов, их перестали пускать в СИЗО с новыми удостоверениями, сказал РБК депутат.
В новых удостоверениях печать заменена голограммой, пояснил РБК адвокат адвокатского бюро «Аснис и партнеры» Дмитрий Кравченко. Видимо, Минюст решил, что печать уже морально устаревает — ранее обязательные печати были отменены и в документах фирм, напомнил адвокат. Но ФСИН считает, что новые удостоверения не соответствуют закону об адвокатуре, следует из ответа Минюста на запрос РБК. Из-за этого адвокатов с удостоверениями нового образца в некоторые СИЗО не пускали и раньше, но на днях представители сообщества сообщили, что такая практика становится повсеместной, пояснил соруководитель проекта «Комфортная правовая среда» Игорь Судец.
На проблемы с посещением подзащитных жаловались, в частности, адвокаты Москвы и Московской области, рассказала РБК адвокат, партнер ООО «Энергетические Бизнес Ресурсы» Мария Бакулкина.
Руководство ФСИН распорядилось не пускать в СИЗО всех владельцев новых удостоверений в начале августа, знает Кравченко. Разъяснение о том, что утвержденные Минюстом новые удостоверения не соответствуют закону об адвокатуре, ФСИН России направила в свои региональные подразделения 4 августа, следует из ответа Минюста на запрос РБК. Министерство же уверено: утвержденная им форма удостоверения не противоречит положениям закона, следует из сообщения Минюста.
Это интересная ситуация: ФСИН подчинена Минюсту, но не признала его решение, отмечает Кравченко. В результате было нарушено право людей на защиту, указывают собеседники РБК. «Независимо от того, что где написано, у каждого подозреваемого и обвиняемого, особенно у тех, кто находится в изоляторе, есть право на защиту. Соответственно, какие государство удостоверения выдает, такие удостоверения и должны признаваться — безо всяких вопросов», — считает Кравченко. «Представьте: человек находится в этих местах, необходимо осуществлять его защиту, вырабатывать позицию, и здесь тебя не пускают, когда каждый день на счету», — согласна Бакулкина.
Проблема допуска адвокатов в СИЗО решалась на межведомственном совещании с участием представителей Минюста и ФСИН во второй половине августа, знает Кравченко. Совещание состоялось 20 августа, подтвердили РБК в Минюсте и ФСИН; в нем также участвовали представители Генпрокуратуры. Но достигнутые договоренности ведомства трактуют по-разному, обнаружил РБК. ФСИН ждет, что Минюст изменит свой приказ о форме адвокатских удостоверений, в новые удостоверения защитников будут проставлены печати, а заламинированные документы в течение двух месяцев будут заменены, следует из ответа ФСИН на запрос РБК. Минюст же считает, что адвокатов будут пускать в СИЗО по удостоверениям любых образцов, но при наличии паспорта, сказано в ответе министерства на запрос РБК.
Для окончательного решения проблемы нужно либо отменить приказ Минюста, либо изменить закон об адвокатуре, считает Бакулкина. По ее мнению, лучше отменить приказ: отсутствие печати в удостоверениях может привести к увеличению количества подделок, посещать следственные органы, в частности, смогут адвокаты, лишенные статуса, опасается она.
Кравченко выступает за корректировку закона. Та же позиция у Марданшина, с учетом тенденции к отказу от использования печатей и наличия новых методов идентификации и защиты документов от подделок, пояснил депутат. В пример он привел удостоверения помощников депутатов со встроенными чипами.