Украина может прекратить поставки ракет и авиадвигателей в Россию
В марте Украина приняла документы, запрещающие поставку вооружений, военной техники и комплектующих для предприятий российского ОПК, заявил Борисов. «Фактически на таможне скопились грузы, в большинстве случаев оплаченные и проавансированные до 80%, которые мы не можем получить», — сказал он.
Советник президента Украины Каха Бендукидзе предложил прекратить поставки ракет и авиадвигателей в Россию. Это «стратегически правильное решение», «если этого не сделать, не закрыть поставку вооружения на российский рынок, то это просто глупо», сказал Бендукидзе в интервью изданию «Украинская правда» в конце прошлой недели. В пятницу вице-премьер Дмитрий Рогозин заявил, что Минпромторг готовит для российского ОПК план импортозамещения продукции военного назначения. Министерство 10 июня представит план импортозамещения, работать по которому будут два с половиной года. Руководители оборонных предприятий, не дожидаясь окончательного формирования плана, уже должны предпринимать шаги для снижения зависимости от украинских заводов.
В сложившейся ситуации придется идти по пути замещения украинского импорта и создавать необходимое производство в России, говорит представитель государственной корпорации «Ростех». После создания необходимых мощностей возобновление сотрудничества с украинскими предприятиями вряд ли будет целесообразно, добавил он. Причем для украинских предприятий ситуация представляется более сложной — экспорт их высокотехнологичной продукции идет в основном в Россию, и сокращение сотрудничества с российскими партнерами в первую очередь ударит по высокотехнологичному сектору украинской экономики, считают в «Ростехе».
Любой запрет наносит ущерб обеим сторонам, сказал на прошлой неделе генеральный директор «Мотор Сич» Вячеслав Богуслаев. Без этого запорожского предприятия российскому авиастроению придется нелегко. «Мотор Сич» не боится возможной угрозы прекращения поставок в Россию. Проблем по отгрузке и производству сейчас нет, говорит Богуслаев.
Российские предприятия ракетно-космической отрасли продолжают работу с украинскими партнерами, сообщил РБК представитель ОРКК. Есть действующие контракты, обязательства по которым сейчас выполняются, и в продолжении сотрудничества заинтересованы все, но есть все возможности при необходимости найти решение и организовать в России производство продукции, выпускаемой сейчас нашими партнерами, говорит он. Днепропетровский завод «Южмаш» производил межконтинентальные баллистические ракеты «Воевода» («Сатана» — по классификации НАТО). Их до сих пор обслуживают украинские специалисты. Эти ракеты являются основой ядерного щита России. Но их срок службы подходит к концу, и на смену готовятся баллистические ракеты российской разработки. Представитель «Южмаша» был в пятницу недоступен для комментария, ГП �«Антонов» и «Укроборонпром» на запросы РБК не ответили.
Импортозамещение
Согласно опубликованному в апреле текущего года исследованию Королевского британского института объединенных служб (Royal United Services Institute — RUSI), только 4,4% российского военного импорта приходит из Украины, но некоторые виды продукции имеют жизненно важное значение для российской оборонки. «30% импортной украинской продукции приходится на ключевые компоненты для использования на межконтинентальных баллистических ракетах (МБР) SS-18 (РС-20 «Воевода»), которая разработана и производится в украинской компании «Южмаш» в Днепропетровске. Системы наведения других МБР — SS-25 «Тополь» и SS-19 — разработаны и произведены в Харькове. Кроме того, около 20% природного урана, используемого в российской гражданской и военной ядерной отрасли, поступает из предприятия в Желтых Водах», — говорится в исследовании. Еще с советских времен на военных и гражданских кораблях устанавливаются газовые турбины и редукторы, производимые в Николаеве. Россия по-прежнему нуждается в 60% редукторов украинского производства для установки на боевых кораблях. Кроме того, для истребителей Су-27, Су-30 и Су-35 на Украине выпускаются тормозные парашюты и гидравлические системы, производство новейших фронтовых бомбардировщиков Су-34 также зависит от украинских комплектующих. Расположенный в Запорожье завод «Мотор Сич» производит реактивные двигатели для разных типов российских транспортных самолетов, в том числе для Ан-124 «Руслан», а также для российских боевых и транспортных вертолетов.
Для того чтобы запустить импортозамещающие мощности, России надо потратить десятки миллиардов рублей, считает заместитель директора Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко.
Елизавета Добкина, Елена Аттикова, Иван Петров