Респонденты с начала марта чаще отвечают критически на вопрос: «За последний месяц вы стали больше или меньше доверять Медведеву?» Если 11% стали больше доверять Медведеву по состоянию на 26 марта, то таких респондентов 26 февраля было 13%.
Меньше стали доверять Медведеву (32%) по итогам опроса 26 марта. За месяц до этого подобный ответ давали 28% респондентов (этот уровень соответствует прошлому июлю).
Падение доверия к премьеру совпадает с выходом 2 марта расследования Фонда борьбы с коррупцией (ФБК) Алексея Навального. Команда оппозиционера обнародовала материал о резиденциях Медведева и связанных с ним фондах, которые получили 70 млрд руб. в виде пожертвований. Фильм ФБК по мотивам расследования «Он вам не Димон» на YouTube к 31 марта набрал 15,8 млн просмотров. «Комментировать пропагандистские выпады оппозиционного и осужденного персонажа, заявившего, что он уже ведет какую-то предвыборную кампанию и борется с властью, бессмысленно», — говорила РБК пресс-секретарь Медведева Наталья Тимакова.
26 марта в Москве и десятках других крупных городов России прошли антикоррупционные митинги, участники которых требовали у власти реакции на фильм ФБК. Самой масштабной стала московская антикоррупционная акция — более 1 тыс. человек были задержаны по итогам акции. На вопрос в Instagram, как Медведев провел день, когда жители России на акциях протеста призывали премьера ответить на обвинения в коррупции, глава правительства ответил: «Неплохо, на лыжах покатался» — и поставил смайлик.
Регулярный опрос ФОМ, во время которого россияне отвечают на два вопроса — доверяют ли они главе российского правительства и как изменилось их отношение к политику за последний месяц, — проводится еженедельно. Социологи опрашивают 1500 респондентов старше 18 лет в режиме личного интервью в ста населенных пунктах России. Данные для этого опроса были собраны до митингов против коррупции, поэтому протестные акции еще не успели оказать влияние на мнение респондентов.
Социологи также замеряют доверие к Путину. Число тех, кто «скорее доверяет» или «безусловно доверяет» президенту России Владимиру Путину, 5 марта составило 40 и 41% соответственно, а 26 марта снизилось до 39%. Количество тех, кто «безусловно не доверяет президенту», за указанный период не изменилось и составляет 7% респондентов, а число тех, кто Путину «скорее не доверяет», выросло на 1 процент — с 8 до 9% опрошенных.
Роль ФБК и митингов
Очевидно, что падение доверия к премьеру продолжится, прокомментировал РБК политолог Аббас Галлямов. Протесты сами по себе — сильный фактор делегитимизации, «а тут еще крайне неудачная реакция [премьера] с катанием на лыжах», считает он. «Критикой опоздавших министров ситуацию тут не исправишь, — рассуждает политолог. — Премьер действительно становится «токсичным», а тот факт, что президент публично его поддержал, приведет к тому, что претензии теперь распространятся и на главу государства, и на систему в целом».
Ведущий аналитик ФОМ Григорий Кертман считает, что фильм ФБК «сыграл небольшую роль» в сдвиге графика в сторону недоверия Дмитрию Медведеву. «Говорить о тенденции [недовольства Дмитрием Медведевым] затруднительно. За последнюю неделю в графике не изменилось ничего вообще: доля доверяющих снизилась на 1%, доля недоверяющих снизилась на 1%. Если бы речь шла об устойчивом темпе, вряд ли были бы такие показатели. А на предыдущей неделе между 12 марта и 19 марта произошел некоторый сдвиг, который, формально говоря, укладывается в рамки погрешности. Связан ли этот сдвиг с фильмом ФБК, сказать сложно. Есть и другие факторы, возможно, наряду со всеми факторами фильм сыграл небольшую роль», — объяснил Кертман.
Социолог Левада-центра Денис Волков допустил, что снижение рейтинга может быть связано с расследованием ФБК и последовавшими протестами, но «переоценивать их влияние не стоит». «Это все в размере статистической погрешности. И чтобы зафиксировать именно снижение [рейтинга. — РБК] как тренд, нужно провести несколько замеров. Два-три замера. Тогда мы будем понимать, снижение это или нет», — отметил он.
Политолог Глеб Кузнецов заявил РБК, что считает все соцопросы «манипулятивным инструментом». «Сам инструмент — соцопрос — у меня доверия не вызывает. То, что их делают еженедельно и замеряют, что вот упало на 2%, а завтра выросло, — это маркетинг социологов и их собственных услуг», — заявил Кузнецов. Кроме того, как отметил политолог, «2% — это снижение в пределах статпогрешности».