Признание очевидного: что стоит за словами Эрдогана о свержении Асада

В четверг министр иностранных дел России Сергей Лавров посетит с рабочим визитом Турцию. В программе министра — участие в пятом заседании российско-турецкой совместной группы стратегического планирования. Группа возобновила свою работу, после того как президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган извинился перед Россией за сбитый в прошлом году военный самолет, и отношения двух стран начали улучшаться. По словам замминистра иностранных дел Михаила Богданова, с турецким министром иностранных дел Мевлютом Чавушоглу Лавров обсудит недавние высказывания Эрдогана о целях турецкой операции в Сирии, вызвавшие удивление в Кремле и российском МИДе.
Что сказал Эрдоган
Вечером во вторник президент Турции Эрдоган объявил, что конечной целью операции турецких войск в Сирии является свержение в стране режима президента Башара Асада. Угрозы в адрес Дамаска со стороны Эрдогана прозвучали в ходе его выступления на парламентском симпозиуме в Стамбуле по Иерусалиму. Формально мероприятие было посвящено проблемам мусульманского сообщества в этом городе.
Речь шла не о начале новой полномасштабной кампании против сирийского режима: турецкий лидер подчеркнул, что длящаяся уже три месяца военная операция «Щит Евфрата» в конечном итоге нацелена на его свержение.
«По моим подсчетам, в Сирии погибли уже 1 млн человек. Куда смотрит ООН? Что она делает? Может быть, занимается Ираком? Нет. Мы проповедовали терпение, но в итоге не выдержали и вошли в Сирию вместе со «Свободной сирийской армией» (ССА), — цитирует Эрдогана турецкое издание Hurriyet. — Мы не претендуем на сирийскую землю, но хотим вернуть ее настоящим хозяевам. По сути, мы там для восстановления справедливости. Мы ввели войска, чтобы положить конец тирании Асада, который устроил государственный террор».
Наземная операция турецкой армии под названием «Щит Евфрата» стартовала в конце августа и продолжается до сих пор. Дамаск операцию осудил, назвав незаконным вторжением. В дни начала операции сам Эрдоган утверждал, что кампания преследует две цели. Во-первых, это наступление на позиции ИГИЛ (запрещенная в России террористическая группировка), чтобы лишить боевиков возможности обстреливать турецкую территорию и проводить теракты в приграничных городах. Во-вторых, это противодействие отрядам сирийских курдов, которых Анкара считает террористами и которые без вмешательства турецкой армии смогли бы вскоре контролировать почти всю сирийско-турецкую границу.