Второй способ, зарекомендовавший себя во время избирательной кампании Навального в 2013 году на выборах мэра Москвы, это агитационные кубы. Волонтеры штаба ставят в среднем по 15 кубов в день. Около каждого из них работает два человека, которые раздают 700–800 листовок в день (итого около 10 тыс. листовок в день).
«Мы решили отказаться от традиционного распространения агитации через почтовые ящики, поскольку это неэффективно. Параллельно ведется много кампаний, ящики полны листовок, а люди привыкли выкидывать эти стопки, не просматривая», — объясняет Волков.
Помимо классических листовок и афиш оппозиционеры используют «дорхенгеры». «Это листовки, которые вешаются на дверь. Если мы не застаем людей дома, просто оставляем им на двери стикер с информацией о нас», — рассказывает руководитель северного штаба ПАРНАС в Костромской области Николай Левшиц.
Наконец, третий базовый метод агитации — обзвон избирателей. Им занимаются волонтеры в Москве, работающие в call-центре Фонда борьбы с коррупцией. По словам Волкова, в среднем они делают 1000–1200 звонков в день.
Кубы.
Алексей Навальный впервые использовал легкие мобильные сборные конструкции — кубы (на фото) — на выборах мэра Москвы в 2013 году. «Мы заново изобрели агитацию. Кубы стали самым узнаваемым элементом московских выборов», — объяснял он тогда. Эту форму тут же подхватили другие политические силы: буквально через несколько недель после появления кубов их использовал кандидат на пост мэра Екатеринбурга Евгений Ройзман. Ему, в отличие от Навального, удалось одержать победу на выборах.
(Фото: REUTERS 2015)
«В оставшиеся две недели мы планируем работать еще активнее и запустить рекламу в соцсетях — во «ВКонтакте» и в «Одноклассниках», а также в СМИ. Кроме того, в планах направлять бригады агитаторов в частный сектор в малых городах», — делится планами глава штаба.
Одновременно с началом агитационной кампании коалиция начала сбор средств на выборы. Сейчас оппозиционеры собрали 4 млн руб. «Около 2 млн дали партии-участницы коалиции (ПАРНАС, Партия Прогресса, «Демократический выбор»), 2 млн нам пожертвовали, среднее пожертвование — 2658 руб. Рассчитываем собрать еще столько же», — рассказывает Волков. По его словам, 1 млн руб. штаб планирует потратить на дополнительных агитаторов, 500 тыс. руб. — на продвижение в соцсетях, 500 тыс. руб. — на рекламу в СМИ.
Костромская область в цифрах
21 943 руб.
составил средний размер месячной зарплаты в Костромской области в мае 2015 года (75-е место среди 85 регионов РФ). Реальные денежные доходы населения в мае оценивались в 21 570 руб. на одного человека, а потребительские расходы — в 14 489 руб.
654,4 тыс.
человек составляла численность населения Костромской области по состоянию на 1 января 2015 года (67-е место среди 85 регионов РФ). За январь—май 2015 года в регионе родились 3205 человек и умерли 4709 человек
В 322,6 тыс.
человек оценивалась численность экономически активного населения Костромской области по состоянию на апрель—июнь 2015 года. 16,9 тыс. из них являлись безработными. Общий уровень занятости в 2014 году составлял 64,6% (37-е место среди 85 регионов РФ)
4,9 брака
и 4,1 развода регистрировано в январе—мае 2015 года на 1000 жителей Костромской области
281,3 жителей
на одного врача приходилось в Костромской области в 2013 году (10-е место среди 83 регионов РФ)
8001 преступление
было зарегистрировано в Костромской области в 2014 году. Регион занимает по этому показателю 69-е место в России
659 жилых
и нежилых зданий общей площадью 213,4 тыс. кв. м были введены в эксплуатацию в первом полугодии 2015 года в Костромской области (в том числе 171,5 тыс. кв. м жилой площади)
40,6 млрд руб.
составил оборот розничной торговли Костромской области в первом полугодии 2015 года. Объем платных услуг, оказанных населению, оценивается в 11,7 млрд руб.
11 882,3 руб.
составляла стоимость фиксированного набора потребительских товаров и услуг в июне 2015 года в Костромской области (92% от среднероссийского показателя). Стоимость условного минимального набора продуктов оценивалась в 3591,6 руб. (95% от среднероссийского уровня). Величина прожиточного минимума в июле 2015 года составляла 9112 руб.
Источники: Росстат, Минфин РФ, Генпрокуратура РФ, Агентство стратегических инициатив
За что агитируют
Основная идея кампании объединенных демократов — в необходимости контроля общества над властью. «Мы объясняем, что даже 1–2 депутата в областной думе могут контролировать чиновников и не давать им воровать», — говорит Волков.
Экономическую часть программы объединенных демократов писали зампредседателя ПАРНАС Константин Мерзликин, соратник демократов, руководитель партии «Демократический выбор» Владимир Милов и экономист Сергей Гуриев. «Главный посыл экономического блока — более справедливое перераспределение налогов в регион — хватит кормить Москву», — рассказывает Волков.
По его словам, коалиция не пользуется услугами сторонних политтехнологов, а строит кампанию «на здравом смысле». «Ставку мы делаем на то, что Андрейченко — местный, знает особенности области, а Яшин не из Костромы, а значит, не повязан с местными коррупционерами. На каждой встрече он рассказывает, как в Ярославской области работал Борис Немцов», — объясняет глава штаба.
Раздача листовок.
В ходе кампании по выборам мэра Москвы штаб Навального распространил, по собственным подсчетам, 23 млн листовок, стикеров, баннеров и других агитационных материалов. Все они были выдержаны в едином стиле. На выборах 2015 года штаб оппозиции тоже использует единообразную символику, выступая под лозунгами «Кострома решает» и «На стороне людей». Логотип партии — стилизованный бык, доставшийся в наследство от Республиканской партии Владимира Рыжкова, — в агитации не используется.
(Фото: dem-coalition.org/ Пелагия Белякова)
С кем сражается коалиция
Выборы в заксобрание Костромской области проходят одновременно с выборами губернатора региона. Главный кандидат, и.о. губернатора Сергей Ситников, одновременно возглавляет список «Единой России». Компанию ему в тройке единороссов составили секретарь партийного отделения Алексей Анохин и главная медсестра одной из больниц Надежда Чичулина.
Костромская область в последние годы — не самый успешный для единороссов регион. В 2011 году в Костромской области «Единая Россия» получила один из самых низких результатов по стране, всего 30,74% голосов. Почти столько же, 28,85%, тогда получили коммунисты.
У «Единой России» слабо узнаваемые кандидаты и проблемы с агитацией кандидатов, но серьезным ресурсом для нее является рейтинг губернатора, говорит близкий к областным властям собеседник РБК. Назначенный в 2012 году Ситников пользуется поддержкой местных элит. Сам Ситников может получить более 70%, а «Единая Россия» точно получит более 50% голосов, прогнозирует политолог Павел Данилин.
Традиционно сильно в регионе выступают КПРФ и «Справедливая Россия». Коммунисты получили 20% голосов на предыдущих выборах в Законодательной собрание, и сейчас их на выборы ведет первый секретарь костромского обкома КПРФ Валерий Ижицкий, он же — наиболее серьезный соперник Ситникова на губернаторских выборах. Список эсэров возглавил лидер партии Сергей Миронов и депутат Госдумы, местный предприниматель Андрей Озеров.
«Справедливая Россия» — реальный соперник демократов в Костромской области, считает Данилин. «Озеров — популярный в регионе политик, он держит целую сеть торговых центров. У его партии будет порядка 15%», — прогнозирует он.
У ПАРНАС есть конкуренция и на либеральном фланге: партию «Яблоко» на выборы ведет депутат облдумы, директор предприятия по производству аптечек Владимир Михайлов. До 2011 года Михайлов состоял в «Единой России», но покинул партию, обвинив ее в манипуляциях с результатами праймериз.
Работа колл-центра.
Новшеством кампании 2015 года стала работа колл-центра, который был открыт в Москве. В планах штаба Демократической коалиции совершить 100 тыс. звонков жителям Костромской области, чтобы выявить своих потенциальных сторонников. Как заявлял в своем блоге руководитель штаба Леонид Волков, волонтерам не удается пока совершать плановое количество звонков — базовые станции вечером оказываются перегруженными, а средняя продолжительность разговора составляет не две минуты, а пять.
(Фото: dem-coalition.org/ Пелагия Белякова)
Каковы шансы
«Мы надеемся взять хотя бы два мандата, для этого нужно набрать 10% по области», — говорит Яшин. По его словам, оппозиционеры проводили опросы и заметили некоторую «обнадеживающую динамику».
Кампания демократов в Костроме заметная, говорит политолог Михаил Виноградов. «Они достаточно активны, тем более что периодически власти ассистируют им странными событиями типа задержания Яшина», — обращает внимание он. Задержание главы костромского штаба Андрея Пивоварова и скандалы со снятием списка лишь добавили оппозиции популярности, добавляет Данилин.
«С одной стороны, присутствует восприятие кандидатов из Москвы как чужаков, но, с другой стороны, Костромская область — довольно непростой регион, где власть не всегда могла надеяться на высокие результаты, — рассуждает Виноградов. — Многое зависит от того, удастся ли оппозиционерам создать правильное настроение и в Костроме, и в других райцентрах. Кампания заметна, а доходит ли она до сердец избирателей и удастся ли отбить голоса у сторонников власти, что удалось во время кампании на выборах мэра Москвы, пока говорить сложно. Все зависит от того, насколько удачно и без эксцессов пройдет следующая неделя».