Автовладельцев стали реже наказывать за аварии с тяжкими последствиями
В 2014 году суды вынесли приговоры 11,6 тыс. автомобилистам за нарушения правил дорожного движения, повлекшие тяжкий вред здоровью или смерть потерпевших (ст. 264 Уголовного кодекса). Это на 23% меньше, чем годом ранее, следует из статистики судебного департамента при Верховном суде.
Основное сокращение числа осужденных произошло за счет категории водителей, которые обвинялись по первой части ст. 264 УК, по чьей вине были совершены аварии, не приведшие к летальному исходу. Количество таких осужденных водителей уменьшилось с 6,3 тыс. человек в 2013 году до 2,8 тыс. в прошлом.
При этом на 11% возросло число осужденных за крупные аварии с двумя и более погибшими: в прошлом году суды признали виновными 905 человек, в 2013 году — 801 человека.
Больше трети всех осужденных водителей (4,3 тыс.) совершили преступления в состоянии алкогольного опьянения. Но по сравнению с 2013 годом число пьяных автомобилистов сократилось на 2,6%.
Основным наказанием по ст. 264 УК в прошлом году стало лишение свободы, к нему были приговорены 42% всех осужденных — это 4,9 тыс. человек. Но из них только 197 водителей получили сроки наказания свыше 5 лет колонии. Треть осужденных, 4,2 тыс. водителей, были приговорены к условному наказанию.
При этом судьи почти перестали назначать штрафы в качестве основного наказания. К денежному взысканию были приговорены всего 69 человек — это в 2,5 раза меньше, чем в 2013 году.
Снизилось и количество уголовных дел, возбужденных после аварий, следует из официальной статистики, опубликованной на сайте ГИБДД. В 2014 году правоохранительные органы возбудили 34,6 тыс. дел по ст. 264 УК — на 4% меньше, чем в 2013 году. При этом только каждое третье уголовное дело по статистике заканчивается приговором суда.
Как пояснил РБК собеседник в МВД, большая разница между числом возбужденных дел и рассмотренных судами объясняется тем, что многие дела прекращаются еще на стадии предварительного следствия за примирением сторон, а некоторые дела прекращаются по тем же основаниям в суде.
Некоторые части этой статьи (в случае когда авария повлекла только тяжкие повреждения или смерть одного человека — ч. 1, 2 и 3 ст. 264 УК) считаются преступлениями небольшой и средней тяжести. Уголовный закон разрешает закрывать такие дела, если обвиняемый возместил вред и примирился с потерпевшими.
Адвокат Алексей Михальчик отмечает, что и сокращение количества приговоров автомобилистам также связано с активным применением органами следствия института примирения сторон. Объясним и рост числа приговоров по авариям с участием пьяных водителей: адвокат считает, что их стали активнее выявлять и привлекать к уголовной ответственности.
«Вождение в пьяном виде относится к латентной преступности, раньше большое количество пьяных ездило и не попадалось», — отмечает адвокат. Статистика же свидетельствует об успехах в борьбе за безопасность дорожного движения, считает Михальчик.
Статистика
Всего в 2014 году российские суды вынесли приговоры в отношении 719,3 тыс. человек — на 16,2 тыс. меньше, чем в предшествующем году. Почти треть всех осужденных были приговорены к наказанию в колонии (209,4 тыс.), еще 27% (197,8 тыс.) — к условному лишению свободы. Почти такие же статистические данные были и в 2013 году. Но на 13,5% сократилось количество оправдательных приговоров: в 2014 году суды оправдали всего 3,9 тыс. человек.