Перейти к основному контенту

Недвижимость

Для сдачи в аренду

получать пассивный доход

Для продажи

сохранить сбережения

На будущее

сформировать наследство

Политика ,  
0 
Эксклюзив

Вместе с Ан-148 воронежский авиазавод рискует потерять половину выручки

Российское производство ближнемагистрального самолета Ан-148 приостановят после выполнения последнего заказа для Минобороны, выяснил РБК. Для воронежского авиазавода это может стать серьезной проблемой
Самолет Ан-148
Самолет Ан-148 (Фото: Юрий Смитюк / ТАСС)

​Приостановка надолго​

Производство российско-украинского самолета Ан-148 на предприятии «Воронежское акционерное самолетостроительное общество» (ВАСО) приостановят из-за отсутствия заказов, сообщил РБК источник в этой компании. Это подтвердил источник в Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК). По словам собеседников РБК, основные причины отсутствия спроса на Ан-148 — «необоснованное удорожание» самолетов и высокая вероятность срыва исполнения заказа.

О прекращении Россией производства Ан-148 в понедельник, 27 июня, сообщили «РИА Новости» и RNS со ссылкой на собственные источники в авиационной отрасли. Собеседники агентств назвали причиной этого неблагоприятный «режим взаимоотношений» между Россией и Украиной. На следующий день ВАСО эту информацию опровергло. У завода есть действующий контракт с Минобороны, подчеркнули в пресс-службе ВАСО. «По нему в этом году осталось сдать три самолета Ан-148, в следующем — еще два», — отметили в пресс-службе. Будет ли продолжен выпуск Ан-148, зависит от того, найдутся ли на самолет «данного типа заказчики или нет».

Ан-148 — созданный в украинском АНТК им. О.К. Антонова ближнемагистральный самолет с украинскими двигателями Д-436-148 производства предприятия «Мотор Сич». Свой первый полет Ан-148 совершил в декабре 2004 года. Серийное производство началось в июне 2009-го на Украине и в России (по лицензии). По данным газеты «Коммерсантъ», в 2012 году стоимость одного самолета составляла около $30 млн. Всего выпущено около 50 таких машин, из них около 30 — в России. ​Пик производства пришелся на 2013 год, тогда было выпущено девять самолетов. После 2014 года Россия перестала производить самолеты для авиакомпаний, а основными заказчиками стали МЧС, Минобороны и Управделами президента, сообщил РБК источник в ОАК.

Главный партнер по проекту с украинской стороны — киевское ГП «Антонов». С российской — Объединенная авиастроительная корпорация в лице воронежского завода ВАСО. К производству Ан-148 привлечены десятки других российских и украинских предприятий, сказал РБК главный редактор отраслевого портала «Авиа.ру» Роман Гусаров.

Объем сделанного в 2013 году заказа Минобороны — 15 самолетов (стоимость контракта составила около 18,4 млрд руб.), больше заказов нет и, скорее всего, не будет, говорит собеседник РБК в ВАСО и подтверждает источник в ОАК. Ожидается, что исполнение этого договора будет завершено в следующем году, подтвердил РБК источник в ОАК. Информация о приостановке выпуска Ан-148 в 2018 году также содержалась в отчете ОАК за прошлый год.

Контракт с Минобороны на 15 самолетов Ан-148 — действительно последний у ВАСО по этому типу машин, сообщили РБК в пресс-службе воронежского завода.

Большие риски

Одна из причин отсутствия заказов на Ан-148 — это «необоснованное удорожание» его производства, отмечают оба собеседника РБК.

После введения Украиной в 2014 году санкций в отношении России в сфере ВПК возникли сложности с поставкой необходимых для производства лайнера комплектующих, рассказал источник в ВАСО. В результате украинские комплектующие поставлялись через третьи страны. «Как следствие — производство Ан-148 стало намного дороже», — говорит собеседник РБК. Через какие страны поставлялись комплектующие, источник не уточнил.

Поставки через страны-посредники — обычная мировая практика обхода санкций, отметил исполнительный директор портала Aviaport.ru Олег Пантелеев. В Иране на протяжении десяти лет, в течение которых действовали санкции ООН, эксплуатировалось большое количество самолетов западного производства, напомнил Пантелеев. «В том числе Boeing и Airbus, которые благополучно получали запчасти. И время от времени возникали ситуации, когда крупные американские корпорации ловили на том, что их комплектующие оказывались у Ирана», — сказал Пантелеев.

«Какие-то вещи [в Ан-148] удалось заменить, но проблему с ценой это не решило: к примеру, шасси украинского производства заменили на российское. Оно стало лучше, но в полтора раза дороже», — добавил источник РБК в ОАК.

Другая причина отсутствия заказов на Ан-148, как отмечают источники РБК, — высокая вероятность срыва исполнения контрактов из-за тех же проблем с комплектующими.

«Всегда есть риск того, что мы, что-то подписав, не выполним заказ, как произошло с Минобороны. Ведомство пока претензий не предъявляло, однако заказывали самолеты военные еще в 2013 году, а завершить контракт ОАК должна была в этом году. Интеллектуальные права на Ан-148 принадлежат Украине: у них вся документация на самолет», — объяснил источник из ОАК.

Непростые альтернативы

В феврале 2017 года «Коммерсантъ» со ссылкой на слова замминистра обороны России Юрия Борисова написал, что после катастрофы Ту-154 над Черным морем Минобороны для обновления своего пассажирского авиапарка выбрало самолеты Ту-214 и Ан-148 и что производство Ан-148 на мощностях ВАСО по этой причине планировалось заметно увеличить.

РБК ожидает ответа на соответствующий запрос от Минобороны.

«Что касается заявления замминистра обороны [Юрия Борисова] о замене устаревших Ту-154 и Ту-134 на самолеты Ту-214 и Ан-148, то к нам пока никаких конкретных обращений не поступало», — заявили РБК в пресс-службе ВАСО.

В статье «Коммерсанта» также сообщалось, что в 2015 году производство Ан-148 принесло воронежскому предприятию заметную часть выручки — 4,4 млрд из 10,3 млрд руб.

Как сообщает агентство «Регнум», проект Ан-148 в последние годы стал наиболее прибыльным для воронежского предприятия. Так, в соответствии с отчетностью завода за 2016 год, 3,11 млрд из 6,44 млрд руб. выручки ВАСО получило от производства Ан-148.

Тем не менее в ВАСО сохраняют оптимизм. «Никто не говорит, что за эти два года никто не закажет этот самолет», — заявили РБК в пресс-службе предприятия. Кроме того, там рассчитывают, что заказы на Ил-96, Ил-96-400М и Ил-112В восполнят «финансовый пробел» от возможной приостановки производства Ан-148. «Но для начала надо построить опытный образец Ил-112В, плюс все зависит от того, сколько Министерство обороны закажет таких самолетов», — уточнил представитель завода.

Прекращение производства Ан-148 не станет ударом для Объед​иненной авиастроительной корпорации, говорит источник РБК в ОАК. «В последнее время выпускается всего два-три самолета в год», — отметил собеседник. Воронежский авиастроительный завод после прекращения производства Ан-148 сконцентрируется на строительстве самолетов Ил-96 и Ил-112, подтвердил источник в ОАК.

Опрошенные РБК эксперты из авиационной отрасли считают, что прекращение производства Ан-148 некритично для России. Альтернативой Ан-148​ может стать Sukhoi SuperJet, считает председатель редакционного совета журнала «Авиатранспортное обозрение» Алексей Комаров. Несколько лет назад самолеты Ан-148 эксплуатировались компанией «Россия», которая вошла в состав «Аэрофлота». Затем компания от их эксплуатации отказалась и самолеты продала. Сейчас их используют «Саратовские авиалинии». Чтобы полностью перенести производство Ан-148 в Россию, нужен большой портфель заказов, объяснил Комаров.

Гендиректор ассоциации гражданской авиации «Аэропорт» Виктор Горбачев считает, что Ан-148 не стоит заменять «Сухим», который на 85% состоит из иностранных комплектующих. «Ту-154 пока рано списывать со счетов», — считает Горбачев. Через несколько лет, напоминает Горбачев, российский авиапарк может пополнить другой российский гражданский самолет нового поколения — МС-21, который разработан на Иркутском авиазаводе.​

Видеокадры с задержанием человека, стрелявшего в премьер-министра Словакии

Полное видео со встречи Путина с командующими войсками военных округов

Минобороны сообщило о взятии Работино

Raiffeisen получил предупреждение от Минфина США из-за сделок с Россией

Зеленский отложил все международные поездки из-за сложной ситуации на фронте

Президент Чехии призвал остановить боевые действия на Украине и начать переговоры

Мишустин провел первое заседание правительства в обновленном составе. Видео

Севастопольцев предупредили о рассыпанных по городу суббоеприпасах ATACMS

«Пиратские» фильмы вернулись в прокат российских кинотеатров

Льготная ипотека на вторичное жилье: кто сможет ею воспользоваться

«Сургутнефтегаз» предложил одну из самых высоких дивдоходностей. Сколько заплатит компания

На Сахалине нашли капсулу времени. Фото

Генерал Лапин получил новое назначение

Инвесторам придется проходить еще одно тестирование. Предложение ЦБ

Авторы
Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 16 мая
EUR ЦБ: 98,83 (+0,16)
Инвестиции, 15 мая, 16:33
Курс доллара на 16 мая
USD ЦБ: 91,26 (-0,1)
Инвестиции, 15 мая, 16:33
Франция задействует армию из-за беспорядков в Новой Каледонии Политика, 01:33
Над Брянской областью сбили дрон Политика, 01:10
Два человека пострадали при обстреле Шебекино Политика, 00:59
В ВСУ заявили об отходе «на более выгодные позиции» в районе Купянска Политика, 00:37
Силы ПВО сбили над Крымом пять ATACMS Политика, 00:34
Названы дата и место прощания с журналистом Кононенко Общество, 00:30
Захарова пожелала выздоровления пережившему покушение премьеру Словакии Политика, 00:25
Онлайн-курс Digital MBA от РБК
Объединили экспертизу профессоров MBA из Гарварда, MIT, INSEAD и опыт передовых ИТ-компаний
Оставить заявку
Появились кадры прибытия Путина в Китай Политика, 00:11
«Аталанта» Миранчука проиграла «Ювентусу» в финале Кубка Италии Спорт, 00:07
«Сколково» начал обсуждать открытие офисов с индийскими компаниями Технологии и медиа, 00:05
Путин начал первый после инаугурации визит в Китай Политика, 00:02
Экс-глава «Сколково»: «Это как бежать вверх по эскалатору, идущему вниз» Технологии и медиа, 00:00
Суд передал акции Климовского патронного завода в госсобственность Бизнес, 00:00
Минтруд предложил увеличить прожиточный минимум до ₽17,7 тыс. в 2025 году Общество, 15 мая, 23:58