Парламентская комиссия по СШ ГЭС доложила Думе свои выводы
Причины аварии
Основной причиной аварии парламентарии считают непринятие мер к оперативной остановке второго гидроагрегата и выяснению причин повышенной вибрации. Комиссия пришла к выводу, что авария на станции стала следствием целого комплекса причин технического, организационного и нормативно-правового характера, включая недопустимо низкую ответственность руководства станции и эксплуатационного персонала. "Не был должным образом организован постоянный мониторинг технического состояния оборудования оперативно-ремонтным персоналом, качество ремонтных работ не контролировалось, имели место случаи злоупотребления служебным положением руководства станции при организации ремонтов", - заявил сопредседатель комиссии Владимир Пехтин.
Депутат напомнил, что последние 13 минут до катастрофы амплитуда вибрации подшипника крышки турбины увеличилась до 840 микрометров при максимально допустимом значении 160 микрометров, то есть более чем в пять раз. "Любой специалист прекрасно понимает, что это запредельные перегрузки, и в этой ситуации главный инженер стации и контролирующие технические службы обязаны были принять решение об остановке второго агрегата", - отметил В.Пехтин.
Развитие аварии от разрушения отдельного гидроагрегата до выхода из строя гидростанции явилось следствием отсутствия в системе управления станцией необходимого комплекса защитных мер в отношении оборудования и персонала станции.
Губительным фактором стало размещение помещений для персонала на отметках, подверженных затоплению, а также отсутствие в этих помещениях эвакуационных выходов на безопасные отметки. Это в полной мере относится и к размещению оборудования системы технологических защит, связи, управления в местах, подверженных гидромеханическому воздействию, в результате чего с первых минут аварии было полностью потеряно управление оборудованием станции
Виновные
Парламентская комиссия назвала конкретный круг должностных лиц, причастных к аварии и обратилась к Следственному комитету при прокуратуре РФ с просьбой определить степень их виновности.
В списке комиссии директор ГЭС Николай Неволько, первый замдиректора, главный инженер СШ ГЭС Андрей Митрофанов, заместитель главного инженера по эксплуатации ГЭС Евгений Шерварли, начальник производственно-технической службы ГЭС Александр Пересторонин, начальник службы технологических систем управления ГЭС Андрей Чупров, член правления ОАО "РусГидро", заместитель руководителя бизнес-единицы "Производство" Тимур Юсупов, член правления ОАО "РусГидро", руководитель дивизиона "Сибирь" Александр Толошинов, заместитель начальника службы экономической безопасности и режима ГЭС Михаил Чиглинцев.
Также в тексте итогового доклада комиссии содержатся следующие имена причастных к аварии на СШ ГЭС: заместитель главного инженера по технической части ГЭС Геннадий Никитенко, начальник службы мониторинга оборудования Александр Матвиенко, начальник оперативной службы ГЭС Игорь Погоняйченко, начальник службы надежности и техники безопасности ГЭС Николай Чуричков, член правления, управляющий директор, руководитель бизнес-единицы "Производство" ОАО "РусГидро" Борис Богуш, начальник департамента технической инспекции ОАО "РусГидро" Николай Дорофеев, начальник департамента планирования ремонтов ОАО "РусГидро" Роман Клочков.
Кроме тех, кто причастен непосредственно к эксплуатации гидроэнергетических объектов, есть и люди, которые должны этот процесс контролировать, сказал В.Пехтин. Это руководитель МТУ (межрегиональное территориальное управление) "Ростехназдора" по Сибирскому федеральному округу Леонид Баклицкий, замруководителя МТУ "Ростехнадзора" по СФО Анатолий Коновалов, а также гендиректор ООО "НПФ "Ракурс" Леонид Чернигов и гендиректор ООО "Промавтоматика" Александр Ларионов.
Комиссия на основании п.4 ст.25 закона "О парламентском расследовании" предлагает освободить от занимаемых должностей большинство указанных лиц, действие или бездействие которых привело к возникновению катастрофы.
Герои
Оценивая действия по ликвидации последствий аварии, комиссия отметила героические усилия сотрудников станции, которые вручную осуществили сброс аварийно-ремонтных затворов водоприемников, прекратив поступление воды в машинный зал и тем самым предотвратив развитие аварии. Это, по словам В.Пехтина, Евгений Кондратцев, Ильдар Багаутдинов, Александр Катайцев, Николай Третьяков и Павел Майоршин. Также комиссия отмечает оперативную и эффективную деятельность правительства РФ и правительственной комиссии по ликвидации последствий аварии, МЧС России, правительства Хакасии.
Рекомендации
Сопредседатель парламентской убежден, что катастрофу можно было предотвратить. По мнению комиссии, уровень и методы реализации госполитики в области гидроэнергетики и электроэнергетики должны быть модернизированы в соответствии с современным уровнем энергоотрасли в России. Необходимо срочное формирование правового и организационного регламентирования госсистемы управления сложными производственно-технологическими объектами. Государственная политика должна быть переориентирована с ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и катастроф на их предупреждение. По словам В.Пехтина, общая задача сейчас - исключить любую возможность возникновения подобных ситуаций на других станциях.
Комиссия рекомендует правительству в приоритетном порядке разработать и принять пакет нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность стратегически важных для национальной безопасности производственных и технических объектов. Также депутаты считают, что необходимо выработать критерии оценки состояния энергообъектов, в том числе безопасности, и закрепить их в техрегламентах. Кроме того, необходимо разработать ФЦП "Модернизация электроэнергетики" с комплексом мер по обеспечению необходимых объемов финансирования капитальных вложений в основные фонды отрасли.
Также необходимо рассмотреть вопрос о повышении эффективности государственного управления в сфере энергетики для ликвидации отставания энергетической отрасли и повышения надежности и безопасности Единой энергетической системы России. Необходимо создать независимую структуру контроля путем преобразования Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в Федеральную службу по атомному, технологическому и энергетическому надзору, которая соединит все функции энергонадзора и контроля. Новая структура, по словам В.Пехтина, будет закреплена в ведение правительства РФ.
Учитывая сокращение генерирующих мощностей Восточной Сибири и Дальнего Востока, парламентарии считают необходимым проработать вопрос о приоритетном финансировании и ускорении ввода в действие гидроагрегатов ключевых гидроэлектростанций - Богучанской, Усть-Среднекамской и Бурейской ГЭС. Необходимо выработать предложения по обеспечению устойчивого энергосбережения в замкнутых энергосистемах дальневосточных территорий России при одновременном расширении строительства резервных линий электропередач.
Также, подчеркнул В.Пехтин, нужно сформировать единый отраслевой научно-технический комплекс, включающий "Гидропроект им. С.Я.Жука" в Москве, красноярский "Гидропроект" и "МособлГидропроект" (г.Дедовск). Необходимо внести изменения в устав ОАО "РусГидро", определив приоритетной целью деятельности обеспечение безопасности и надежности эксплуатации оборудования зданий и сооружений. Необходимо создать систему подготовки и переподготовки главных специалистов, инженерных кадров и других специалистов, а также кадрового резерва.
Министр энергетики Сергей Шматко сообщил на заседании Госдумы, отвечая на вопросы по докладу парламентской комиссии, что ведомственная структура, которая займется оценкой качества работ по ремонту и модернизации энергетических объектов, будет создана в 2010г. Он также отметил, что в следующем году будут в 1,5 раза увеличены инвестиции на повышение безопасности таких объектов. С.Шматко также добавил, что уже подготовлен ряд правительственных документов, а также проектов федеральных законов, которые были основаны на выводах, сделанных после трагедии на ГЭС.
Парламентская комиссия считает необходимым продолжить решать долгосрочные жизненные проблемы, касающиеся соцобеспечения семей погибших и пострадавших. На сегодня выплачено 135 млн руб. в качестве компенсации семьям погибших и пострадавших. При этом всего будет выплачено более 300 млн руб., что составит более 4 млн руб. каждой семье. В.Пехтин подчеркнул, что погашены банковские кредиты погибших в аварии, оказывается помощь в трудоустройстве членов семей пострадавших, приобретено 17 квартир, еще три квартиры находятся в стадии оформления. Всех студентов из семей погибших (11 человек), обучавшихся в вузах на контрактной основе перевели на бюджетные места.
Для обеспечения восстановительных работ на станции была увеличена штатная численность на 80 единиц, куда в первую очередь принимаются члены семей погибших, подчеркнул В.Пехтин. Ведется прием и в другие организации, участвующие в восстановлении ГЭС. На сегодня, сообщил депутат, трудоустроены более 30 человек, в процессе трудоустройства - 10 человек.
Также комиссия считает необходимым рассмотреть возможность закрепления Фондом соцстрахования бесплатных путевок на санаторно-курортное лечение родственникам погибших и пострадавшим, включая родителей и совершеннолетних детей, заключил В.Пехтин.
Госдума утвердила итоговый доклад парламентской комиссии по расследованию причин аварии на Саяно-Шушенской ГЭС. За принятие соответствующего постановления проголосовали 315 депутатов в ходе пленарного заседания, 90 были против, 1 воздержался.
Авария на Саяно-Шушенской ГЭС произошла 17 августа 2009г. в 4:15 мск, по заключению Ростехнадзора, по совокупности проектных, ремонтных и эксплуатационных причин. В результате сильнейшего толчка произошло разрушение второго гидроагрегата ГЭС и частичное разрушение здания машинного зала. Сильные повреждения также получили седьмой и девятый гидроагрегаты, третий, четвертый и пятый агрегаты оказались завалены металлоконструкциями перекрытия здания машинного зала. Жертвами аварии стали 75 человек.