М.Маргелов: РФ не уверена, что Иран свернет ядерную программу
По его словам, участвуя в работе над данной резолюцией, Россия отстаивала свои экономические интересы - по Бушеру и поставкам в Иран оборонительных систем. Это касается исключения из текста запретов на деловые поездки иранских должностных лиц и внешнеэкономическую деятельность предприятий, имеющих отношение к атомной промышленности. Будучи противником ядерного вооружения Ирана, с санкциями на военные ядерные программы Россия согласилась, отметил М.Маргелов.
Как указал глава комитета, в уходящем году мировое сообщество непосредственно столкнулось с проблемой распространения ядерного оружия: в число членов ядерного клуба без приглашения вошла Северная Корея. Ради этого причисленная к "оси зла" КНДР заблаговременно вышла из режима Договора по нераспространению ядерного оружия (ДНЯО) и порвала контакты с инспекциями Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ), сказал М.Маргелов.
В комплексе причин, приведших к испытанию северокорейской бомбы, эксперты называют военно-политический нажим Вашингтона и отказ американцев от помощи Пхеньяну в решении энергетических проблем. Как сказал М.Маргелов, принятые в отношении Северной Кореи санкции пока что не дали ожидаемого смягчения ее позиции, а привели лишь к повышению планки требований Пхеньяна. Последние шестисторонние переговоры в Пекине ничего не дали, подчеркнул М.Маргелов.
По его мнению, все это лишний раз подтверждает малую эффективность разного рода санкций, которые представляют собой реакцию скорее на следствия, чем на причины поведения "наказываемых" таким образом членов международного сообщества.
Резолюция по Ирану принята членами Совбеза единогласно 23 декабря. Она накладывает на Иран торговые санкции. В частности, запрещается экспорт и импорт продукции, связанной с системами доставки ракет. Кроме того, документ требует заморозить активы 10 иранских организаций, 12 граждан, непосредственно связанных с ядерной программой или программой по разработке баллистических ракет. Под давлением России и Китая итоговый текст был значительно смягчен. В частности, из резолюции были изъяты пункты, касающиеся запрета на зарубежные поездки иранского руководства. Кроме того, документ разрешает России продолжить строительство атомной электростанции в Бушере и не запрещает снабжать ее топливом. В первоначальном проекте резолюции поставки топлива не предусматривались.
Иранский президент Махмуд Ахмадинежад назвал резолюцию "клочком бумаги", который не заставит иранский народ отказаться от ядерных разработок. Он добавил, что уже в феврале 2007г. Иран отпразднует выход на промышленные масштабы производства ядерного топлива. Ранее секретарь Высшего совета национальной безопасности страны Али Лариджани заявил, что иранским ответом на резолюцию, которую в Тегеране назвали незаконной и выходящей за юрисдикцию Совбеза, станет установка 3 тыс. центрифуг для обогащения урана на заводе по производству ядерного топлива в Нетензе.