Перейти к основному контенту
Украинский кризис⁠,
0

«Нормандская четверка» встретилась без Путина

Петр Порошенко обсудил с лидерами Франции и Германии исполнение минских соглашений. Несмотря на заявленную всеми сторонами готовность им следовать, говорить о скором политическом урегулировании нельзя, уверены эксперты
Президент Франции Франсуа Олланд, канцлер Германии Ангела Меркель и президент Украины Петр Порошенко ​ (слева направо) ​ во время встречи в Берлине
Президент Франции Франсуа Олланд, канцлер Германии Ангела Меркель и президент Украины Петр Порошенко ​ (слева направо) ​ во время встречи в Берлине (Фото: REUTERS 2015)

​В Берлине в понедельник прошли переговоры президента Украины Петра Порошенко с президентом Франции Франсуа Олландом и канцлером ФРГ Ангелой Меркель. Порошенко приехал в столицу Германии из Киева, где принял участие в торжественных мероприятиях по случаю Дня независимости Украины. Задача переговоров — обсудить дальнейшее исполнение минских соглашений, безальтернативность которых накануне переговоров признали все стороны конфликта и посредники. Договоренность о встрече была достигнута на прошлой неделе, когда на юго-востоке Украины резко активизировались боевые действия, а политики и эксперты заговорили о крахе минского процесса.

Как сообщила Меркель по итогам переговоров, Порошенко был приглашен для того, чтобы изложить украинское видение ситуации. Трое участников встречи вместе с российским президентом Владимиром Путиным формируют «нормандскую четверку». Ранее Меркель и Олланд проводили телефонные переговоры с Путиным без участия украинского лидера.

Лучше с Минском

«Слишком многое стоит на кону — вопрос войны и мира и действующая система безопасности в Европе», — заявил министр иностранных дел Германии Франк Вальтер Штайнмайер. Порошенко в понедельник тоже назвал минские соглашения «безальтернативными». Такую же позицию занимают министр иностранных дел России Сергей Лавров и представители ДНР и ЛНР, полагая при этом, что нарушает договоренности как раз украинская сторона.

Лавров выразил в понедельник надежду, что Меркель и Олланд будут добиваться, чтобы «Украина выполнила все, о чем договаривались, в полном объеме и в той последовательности, о которой договаривались». А представитель ДНР Денис Пушилин пригрозил, что если западным лидерам не удастся убедить Порошенко вернуться к реализации минских договоренностей, «Донбасс ждут новые разрушения и жертвы, а Украину — новые котлы» (цитата по Донецкому агентству новостей). Порошенко также говорит о необходимости полного выполнения договоренностей. Однако текст договоренностей, замечает эксперт Российского совета по международным делам Александр Гущин, оставляет возможности для разночтений.

Военная часть соглашений выполнена частично: активно наступать и обороняться перестали, но полного прекращения боевых действий нет, отвод тяжелой военной техники выполнен с нарушениями, а обмен военнопленными всех на всех не выполнен, подводит промежуточный итог замдиректора Института стран СНГ Владимир Жарихин. Экономическая часть мер не выполнена, по его словам, полностью: к восстановлению инфраструктуры на территории самопровозглашенных республик и возобновлению работы там украинских банков Киев даже не приступал. В политической части формально выполнены определенные пункты — большой уступкой со стороны Порошенко может считаться внесение поправок в проект Конституции, подразумевающих особый статус районов под контролем повстанцев, согласен Гущин.

«Худой мир лучше войны, и это подтверждает статистика. В этом на сегодняшний день одна из главных гуманитарных заслуг Минска», — объясняет РБК значимость соглашений собеседник, близкий к руководству ЛНР и ДНР. Он напоминает, что были созданы рабочие подгруппы Минской контактной группы — по безопасности, политике, экономике и гуманитарным вопросам, в которых идут активные переговоры. Также продолжает работать мониторинговая миссия ОБСЕ, было отведено тяжелое вооружение калибром более 150 мм. При этом украинская сторона и повстанцы постоянно обвиняют друг друга в возвращении отведенной техники на позиции.

Политика под вопросом

Основные претензии республик и Москвы — к исполнению политического пакета договоренностей. Согласно комплексу мер, Киев должен до конца 2015 года принять новую Конституцию, ключевым моментом которой должна стать децентрализация (мнение «отдельных районов Донецкой и Луганской областей» должно быть при этом учтено), а также наделение этих районов постоянным особым статусом. Об этом пункте напомнил в понедельник Лавров: все этнические группы в стране должны чувствовать себя защищенными в плане своих культурных прав и ценностей, а «та самая децентрализация, о которой столько говорилось» должна на деле обеспечивать «право пользования родным языком, какие-то экономические преимущества».

Порошенко в понедельник выразил надежду, что парламент Украины в конце августа в первом чтении одобрит проект изменений Конституции. Но поправки не устраивают Москву и сепаратистские столицы: постулат о том, что отдельные районы мятежных областей управляются особым порядком, который прописан специальным законом, был перенесен в переходные положения Конституции.

Постоянный особый статус Донбасса должен быть предусмотрен в основном теле Конституции, говорит собеседник РБК, близкий к руководству повстанцев. В ней также должно быть прописано и то, что Киев обещал повстанцам по итогам переговоров: освобождение от наказания участников событий в Донбассе, право на языковое самоопределение, назначение на прокурорские и судейские должности с учетом мнения местной власти, а также некоторые права экономической, социальной и культурной автономии.

Другой пункт соглашений, закон об особом статусе, также не устраивает повстанцев. Парламент Украины принял его в марте, однако увязал его исполнение с проведением местных выборов на неконтролируемых правительством территориях. В ДНР и ЛНР считают это нарушением минского плана. Повстанцы утверждают, что готовы провести выборы по украинским законам и под наблюдением ОБСЕ, но для этого Киев должен остановить военную операцию, объявить амнистию и провести обмен пленными, от чего Порошенко отказывается, говорит собеседник РБК. «Логика украинских переговорщиков преступно проста — сперва республики предоставляют силам ВСУ контроль над границей, потом ВСУ и СБУ зачищают регион от «сепаратистов» и после этого уже проводят выборы. А там уже можно забыть и об особом статусе, и о децентрализации Украины», — утверждает он. Пока что ЛНР и ДНР объявили местные выборы в одностороннем порядке, что нарушением соглашений считает уже Киев.

​​Минские соглашения — это компромисс Евросоюза и России при участии Порошенко, говорит Жарихин. По его словам, их выполнение невыгодно украинскому лидеру, так как они ставят крест на перспективах интеграции с ЕС и НАТО — интегрировавшая в себя Донбасс на минских условиях Украина не сможет вступить в эти структуры.​

России важно, чтобы украинская Конституция давала региону право влиять на внешнюю и внутреннюю политику Украины, это бы привело к закреплению ее внеблокового статуса, говорит Гущин. Но это неприемлемо для Порошенко и его команды, отмечает он, поэтому на данном этапе минский процесс сыграл роль в ликвидации масштабных военных действий, но ожидать от него политического прорыва не приходится.​


Россия как посредник на постсоветском пространстве

Конфликт между Молдавией и Приднестровьем

Россия оказалась посредником в молдавско-приднестровском конфликте во многом из-за того, что в Тирасполе была расквартирована 14-я гвардейская общевойсковая армия ВС СССР, которой тогда командовал генерал Александр Лебедь. Всего через два месяца боев, 21 июля 1992 года, в Москве между президентами России и Молдавии Борисом Ельциным и Мирчей Снегуром и в присутствии лидера Приднестровья Игоря Смирнова были подписаны соглашения «О принципах урегулирования вооруженного конфликта в Приднестровском регионе Республики Молдовы». С тех пор безопасность в регионе обеспечивают Совместные миротворческие силы, созданные Молдавией, Приднестровьем и Россией при участии военных наблюдателей из Украины. Урегулирования — вхождение региона в состав обновленной федеративной Молдавии — почти удалось добиться в 2003 году, когда Москва предложила так называемый план Козака, но эта попытка сорвалась, когда предложение было отвергнуто молдавским президентом-коммунистом Владимиром Ворониным. После ухода коммунистов от власти в Молдавии в 2009 году в Кишиневе все чаще стали говорить о том, что миротворческий контингент, почти полностью состоящий из российских военнослужащих, представляет угрозу национальной безопасности.

Конфликт между Азербайджаном, Арменией и Нагорным Карабахом

Конфликт между Азербайджаном, с одной стороны, и Арменией и населенной преимущественно армянами Нагорно-Карабахской автономией — c другой, начался еще при существовании СССР — примирить их пытался президент Михаил Горбачев. Перемирие между сторонами было подписано в мае 1994 года в Бишкеке — при посредничестве России, Киргизии и Межпарламентской ассамблеи СНГ, — но в дальнейшем поиски путей урегулирования проходили под эгидой ОБСЕ (Армения и Азербайджан стали членами этой организации в 1992 году). Три года спустя в ОБСЕ была создана Минская группа посредников, сопредседателями которой стали Россия, США и Франция — их усилия оказались бесплодны. На протяжении всех постсоветских лет Армения держалась пророссийского курса, пойдя на военную интеграцию внутри СНГ — вступив в Организацию договора коллективной безопасности и сохранив на своей территории российскую военную базу в Гюмри.

Грузино-абхазский конфликт

Закончившийся в 1993 году вооруженный конфликт между абхазской автономией и центральными властями в Тбилиси был заморожен на следующие 15 лет во многом благодаря усилиям России. В 1994 году в Москве было подписано перемирие между сторонами, а коллективные силы СНГ по поддержанию мира были укомплектованы исключительно российскими войсками. Дипломатические усилия, однако, были сосредоточены в Женеве, где переговорный процесс шел с участием как России, так и ОБСЕ и группы друзей генерального секретаря ООН (Великобритания, Германия, Россия, США и Франция). С 1993 года в регионе работала и Миссия ООН по наблюдению в Грузии. Эти форматы были свернуты после российско-грузинской войны 2008 года: тогда Россия ввела войска в Грузию, обвинив президента Михаила Саакашвили в развязывании военных действий в другой самопровозглашенной республике — Южной Осетии. Сейчас в Абхазии, независимость которой после войны признала Москва, размещен значительный контингент российских военнослужащих и пограничников.

Конфликт между Грузией и Южной Осетией

Острая фаза грузино-югоосетинского конфликта завершилась в июне 1992 года после подписания в Сочи соглашения между президентом России Борисом Ельциным и председателем Госсовета Грузии Эдуардом Шеварднадзе. Москва обязывалась вывести из Южной Осетии остававшиеся там с советских времен инженерный и вертолетный полки, а Тбилиси — прекратить боевые действия и согласиться на создание смешанной контрольной комиссии и ее миротворческого подразделения — смешанных сил по поддержанию мира. Костяк их, как и в Абхазии, составили российские военные. Одновременно в Цхинвали размещалась миссия ОБСЕ. В 2008 году замороженный конфликт обострился настолько, что после серии провокаций с югоосетинской стороны грузинская армия начала обстрел Цхинвали, в ответ на что 8 августа того же года Россия вторглась на территорию Грузии, сославшись на необходимость отражения угрозы своим миротворцам и гражданам (большинство жителей республики к тому времени имели российские паспорта).

Война продлилась пять дней, закончившись поражением Грузии и признанием Россией независимости обеих самопровозглашенных республик. В Южной Осетии была размещена 4-я гвардейская военная база ВС РФ численностью до 4 тыс. человек.


Чем поможет ИИ от Сбера?

Попробуйте новую функцию «ГигаЧат» — общаться голосом

Какое вино подать к ужину, если не знаешь предпочтения гостей

Как приготовить говядину в вине по-бургундски                         

Чем занять детей, пока взрослые общаются за столом

Как легко завести разговор в компании, где все только что познакомились

О чём надо позаботиться, если собираешься позвать много гостей

Из каких сыров и ветчин собрать тарелку закусок к вину

Что делать, если пролил красное вино на белую скатерть

Какие есть правила классической сервировки стола

Какие игры можно предложить для взрослой компании дома

Как легко запомнить имена людей, которых тебе представили

Авторы
Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 6 декабря
EUR ЦБ: 88,7 (-1,2)
Инвестиции, 00:44
Курс доллара на 6 декабря
USD ЦБ: 76,09 (-0,88)
Инвестиции, 00:44
Доходность выше ставки: почему фонды денежного рынка так популярны #всенабиржу!, 01:00
Обломки дронов упали в Волгограде в районе жилых домов Политика, 00:42
Четвертый за ночь российский аэропорт ограничил полеты Политика, 00:40
Axios узнал о встрече представителей США, Израиля и Катара в Нью-Йорке Политика, 00:13
Чек-лист новичка: как заработать на нефти, какао и апельсиновом соке #всенабиржу!, 00:10
ЦБ обяжет банки привязывать счета россиян к ИНН Финансы, 00:01
Зампред ЦБ — РБК: «Уже не считаем санкции системным риском для банков»Подписка на РБК, 00:00
Курс Мини-MBA: рост для лидеров
Старт потока 8 декабря
Присоединиться
Третий российский аэропорт ввел ограничения на прием и выпуск рейсов Политика, 07 дек, 23:54
Почему к косметическим процедурам стоит добавить биотехнологии РБК и КИТ МЕД, 07 дек, 23:30
Над Россией за пять часов сбили 17 дронов Политика, 07 дек, 23:30
Отсутствие Польши на саммите в Лондоне объяснили ее «слабостью» Политика, 07 дек, 23:26
Аэропорты Волгограда и Тамбова временно приостановили полеты Общество, 07 дек, 23:17
В Киришском районе Ленобласти обезвредили обломки беспилотников Политика, 07 дек, 23:08
Россия и Иран: история сотрудничества РБК и РЭЦ, 07 дек, 23:00