Лидер БОРН получил пожизненный срок
Националист Илья Горячев приговорен к пожизненному лишению свободы в колонии особого режима. Также суд удовлетворил гражданский иск родственников Ильи Джапаридзе в размере 5 млн руб. Судья Мосгорсуда Павел Мелехин признал его виновным в создании Боевой организации русских националистов (БОРН).
На счету осужденного пять убийств: убийства адвоката Станислава Маркелова, антифашистов Федора Филатова и Ильи Джапаридзе, расправа над участником группировки «Черные ястребы» Расулом Халиловым и убийство гражданина Таджикистана Салохитдина Азизова, которому отрезали голову.
Горячеву стало плохо во время оглашения приговора, он упал в клетке для подсудимых. Судебным приставам пришлось открыть стеклянный аквариум, где он находился, и усадить его на лавочку.
Приговор суда был довольно коротким и не стал ни для кого неожиданностью. Полторы недели назад, 14 июля, коллегия присяжных заседателей единогласно признала Горячева виновным по всем пунктам. Присяжные также сочли, что он не заслуживает снисхождения.
После вердикта присяжных прокурор Мария Семененко потребовала приговорить подсудимого к максимальному наказанию — пожизненному лишению свободы.
Против этого выступали адвокаты Горячева Николай Полозов и Марк Фейгин. Они указывали, что Горячев был задержан в Сербии, где максимальное лишение свободы не может превышать 40 лет. Поэтому, согласно международным договорам, их клиенту суд не может назначить более суровое наказание.
Семененко, парируя доводы защиты, зачитала запрос Генпрокуратуры об экстрадиции — в документе российская сторона обещала лишь не применять к Горячеву смертную казнь.
Реакция на приговор
Адвокат Николай Полозов заявил журналистам, что недоволен приговором и обязательно обжалует его в Верховном суде. «У нас есть сомнения в независимости присяжных и их вердикте», — заявил Полозов. Он отметил, что из коллегии по неизвестным причинам в один день выбыли три человека.
Сам вердикт присяжные вынесли всего за 1,5 часа, притом что их решение суд зачитывал еще почти час, отмечал Полозов.
Прокуратура, в свою очередь, удовлетворена приговором суда. «Приговор законный и справедливый», — заявила прокурор Семененко.
Нелегальное крыло
Судебный процесс над Горячевым занял меньше двух месяцев. Главными доказательствами в деле стали свидетельские показания бывших соратников Горячева — националистов Никиты Тихонова и Евгении Хасис.
По версии следствия, Тихонов также был одним из лидеров БОРНа и причастен к серии убийств. И он, и Хасис отбывают наказания в колониях.
Оба свидетеля в суде утверждали, что идея создать БОРН принадлежала Горячеву. По их словам, Горячев настаивал, что это единственный путь оказать давление на власть и добиться признания националистической партии.
«Он говорил, что по примеру «Ирландской республиканской армии» нужно создать легальное и нелегальное крыло, — объясняла Хасис. — Легальная политическая партия («Русский образ») будет отстаивать те интересы, к которым путем террора будет призывать нелегальное крыло — БОРН».
Одновременно с этим, по словам Тихонова, Горячев рассказывал ему о своих больших связях в администрации президента и в силовых структурах и даже познакомил его с Леонидом Симуниным, которого представил куратором от администрации президента. По открытой информации, Симунин был активистом люберецкого штаба прокремлевского движения «Местные».
Как следует из материалов дела, оружием БОРН снабжал Тихонов, который скупал пистолеты и ружья, найденные «черными следопытами» после Великой отечественной войны. Жили же члены организации на средства от продажи оружия, а также Хасис продала свою квартиру, рассказывал Тихонов.
«Человек в очках»
«Я не верю в историю, что сотрудники администрации президента давали указания на убийства, не было взаимодействия и с органами власти», — рассказал РБК депутат Госдумы Михаил Маркелов, брат убитого адвоката Станислава Маркелова.
При этом он не исключает, что Горячев мог общаться в рамках общественной деятельности с представителями прокремлевских движений.
Сам обвиняемый на заседании суда рассказывал, что занимался мониторингом радикальной молодежи по заказу одного из руководителей московского движения «Наши» Алексея Митрюшина.
Горячев отрицал вину в преступлениях и настаивал, что Тихонов и Хасис его оговорили, так как сами были задержаны правоохранительными органами после показаний Горячева. Подсудимый уверял присяжных, что не признает никакого насилия. А националисты, в том числе Тихонов, воспринимали его не как лидера, а как «человека в очках» и справочник.
Судьба участников БОРН
Трое участников БОРНа уже приговорены к пожизненному лишению свободы. Кроме Тихонова, максимальное наказание Мособлсуд назначил Максиму Баклагину и Вячеславу Исаеву.
Еще один предполагаемый член группировки, Михаил Волков, приговорен к 24 годам колонии.
Националист Юрий Тихомиров отбывает 10 лет лишения свободы за соучастие в убийстве Джапаридзе, а Хасис — 18 лет за убийство адвоката Маркелова.
Еще один предполагаемый участник БОРНа, Алексей Коршунов, в прошлом прапорщик ФСБ, погиб при загадочных обстоятельствах в сентябре 2011 года в Запорожье: подорвался на собственной гранате во время пробежки на школьном стадионе.
К тому времени Коршунов находился в международном розыске за убийство судьи Мосгорсуда Эдуарда Чувашова и скрывался на Украине.
Сейчас живым и на свободе остается только один предполагаемый член БОРНа, Александр Паринов по кличке Румын. По последним данным СМИ, он также скрывается на Украине и замечен в связях с батальоном «Азов».