Ваш браузер использует блокировщик рекламы
Он мешает корректной работе сайта.
Добавьте www.rbc.ru в белый список. Как это сделать.
Лента новостей
В Венесуэле крупнейший НПЗ Amuay прекратил работу 06:30, Экономика Би-би-си рассказала о предвыборной поездке Собчак в США 06:19, Политика Сенаторы утвердили нового главу Федеральной резервной системы США 05:59, Финансы В США беспилотный автомобиль Tesla врезался в пожарную машину 04:59, Технологии и медиа Walt Disney выплатит своим сотрудникам по $1000 из-за реформы Трампа 04:42, Бизнес В США умерла писательница-фантаст Урсула Ле Гуин 04:34, Общество В деле о нападении на школу в Улан-Удэ появились два соучастника 03:57, Общество Вашингтон выступил против предложения Москвы о расследовании химатак 03:51, Политика Саакашвили счел верным сравнение его с Навальным 03:22, Политика В Ливии при двойном теракте погибло более 30 человек 03:09, Общество Порошенко и Волкер обсудили режим прекращения огня в Донбассе 02:08, Политика Bloomberg узнал о планах спецпрокурора допросить Трампа 01:35, Политика Генштаб Турции отчитался об уничтожении «260 террористов» в Африне 01:06, Политика В Подмосковном общежитии жильцы отравились парами солярки 00:36, Общество Россия предложила создать новый механизм расследования химатак в Сирии 00:14, Политика Режиссер «Смерти Сталина» прокомментировал отмену премьеры в России 00:07, Политика Михаил Задорнов – РБК: «Слабые звенья в топ-50 банков еще есть» 00:03, Финансы ПАСЕ приняла резолюцию с призывом к России прекратить поддержку Донбасса 23 янв, 23:40, Политика В Госдуме объяснили отказ платить взносы в ПАСЕ 23 янв, 23:12, Политика Эрдоган рассказал Путину о целях турецкой операции в Сирии 23 янв, 22:53, Политика Суверенное кинопространство: почему сняли с проката «Смерть Сталина» 23 янв, 22:51, Технологии и медиа Дело следователей: почему прокурор обвинил главу СК по Москве во взятке 23 янв, 22:46, Общество Власти Узбекистана назвали свою версию гибели 52 человек в автобусе 23 янв, 22:27, Общество В Кентукки при стрельбе в школе двое человек погибли и 19 пострадали 23 янв, 22:08, Общество МЧС предупредило москвичей о тумане 23 янв, 22:07, Общество Без медального плана: за что МОК отстранил от Игр спортсменов из России 23 янв, 21:47, Общество В США возле Белого дома задержали мужчину с заряженным пистолетом 23 янв, 21:44, Общество Трехкратный чемпион «Формулы-1» вновь станет владельцем авиакомпании Niki 23 янв, 21:27, Бизнес
Эксперты Кудрина заявили о застое в российских СМИ
Политика, 21 дек, 2017 11:30
0
Эксперты Кудрина заявили о застое в российских СМИ
В большинстве регионов России институт СМИ не развивается, говорится в докладе фонда «Медиастандарт» и КГИ Алексея Кудрина. Застой эксперты связали с государственной политикой в медиасфере и проблемами рекламного рынка
Фото: Вячеслав Прокофьев / ТАСС

Медиастагнация

Почти во всех российских регионах институт СМИ не развивается, пришли к выводу авторы исследования «Измерение состояния и динамики институционального развития средств массовой информации в регионах России в 2015–2017 гг.» (Msindex-2017, есть у РБК). Его заказали исследовательской группе ЦИРКОН фонд «Медиастандарт» и Комитет гражданских инициатив (КГИ), основанный экс-министром финансов Алексеем Кудриным.

«Есть регионы, где высокая активность аудитории, это связано и с большим количеством источников информации, а есть регионы, где плоские показатели по всем критериям, и они с этим ничего не делают», — пояснил РБК директор фонда «Медиастандарт» Дмитрий Казьмин. По его мнению, ситуацию можно назвать «застоем».

Авторы доклада оценили состояние СМИ в 2015-2017 годах в регионах по 50 критериям, разбитым на пять групп, — «Состояние среды для работы средств массовой информации», «Состояние и активность основных стейкхолдеров», «Состояние аудитории», «Состояние самих СМИ» и «Состояние медиаконтента».

Данные оценивались на основе открытой статистики, экспертных оценок и массовых телефонных опросов.

Лидеры и аутсайдеры

По каждому из критериев регионам начислялись баллы. По результатам их разделили на четыре группы — с наибольшим, средним, недостаточным и наименьшим уровнями развития медиасферы (ранжированы по классам, где А — регион с высоким уровнем развития СМИ, D — c самым низким).

В 2017 году самыми развитыми в области медиа были признаны Москва, Санкт-Петербург, Ямало-Ненецкий автономный округ, Московская область, Ненецкий автономный округ, Сахалинская область, Хабаровский край, Челябинская и Самарская области, Ханты-Мансийский автономный округ, Нижегородская, Новосибирская, Свердловская, Томская и Ярославская области, Приморский край и Татарстан. В группу наименее развитых попали Крым, Забайкальский край, Еврейская автономная область, Курганская область и Калмыкия.

Казьмин замечает, что всего 11 регионов с 2015 года перешли из одной группы в другую по уровню развития медиасферы. При этом с 2015 по 2017 год увеличился разрыв между наиболее и наименее слабыми регионами.

Влияние государства

Одна из главных причин застоя в медиасфере — госрегулирование СМИ, считает Казьмин. «Есть ограничения, которые не позволяют строить СМИ как бизнес, — добавил эксперт. — В том числе и невозможность иметь иностранных инвесторов, и еще закон [о СМИ-иноагентах], который вот недавно приняли». Из-за излишнего контроля власти традиционным СМИ трудно конкурировать с альтернативными площадками — к примеру, соцсетями. «Для этих площадок регулирования почти нет, а традиционные СМИ, наоборот, задавлены регулированием — например, даже форум на сайте сделать нельзя», — отметил Казьмин.

На медиасферу влияет и финансирование из региональных бюджетов, говорится в исследовании. В 2017 году регионы запланировали потратить на СМИ около 40,4 млрд руб. Те СМИ, которые зависят от такого финансирования, часто не могут позволить себе заниматься независимой журналистикой, отметил Казьмин. «Независимые СМИ должны искать другие источники финансирования, но эти источники — рекламодатели — сейчас сжимаются», — рассказал он.

Поддержка СМИ местными властям сопоставима со всем региональным рынком рекламы, говорится в исследовании. Это подтверждают данные Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР). В 2015 году объем региональной рекламы составил 45,4 млрд руб. (согласно данным АКАР, без учета Москвы, включая наружную рекламу, которая не является СМИ), а финансирование СМИ из региональных бюджетов — 43,6 млрд руб. В 2016 году рекламный рынок в регионах и уровень господдержки несущественно снизились и составили 45 млрд руб. и 43,2 млрд руб. соответственно.

По мнению главного редактора газеты «Деловой Петербург» Максима Васюкова, говорить о серьезном влиянии бюджетного финансирования на региональную медиасферу нельзя. «Разумеется, городское правительство, как и власти других регионов страны, распределяет деньги налогоплательщиков в пользу лояльных чиновникам СМИ, — сказал он РБК. — Но львиная доля бюджетного финансирования достается изданиям, находящимся в городской собственности, и местному телеканалу». По его словам, частные медиакомпании почти не зависят от бюджетных вливаний.

Другие факторы

На развитие СМИ в регионах влияют наличие кадров и их подготовка, политическая конкуренция, рекламный рынок и возможности инвесторов, говорит замглавреда Znak.com (редакция располагается в Екатеринбурге) Дмитрий Колезев. Бюджетное финансирование тоже важно, отметил Колезев: в богатом регионе, скорее всего, будут относительно развитые СМИ и относительно большие бюджетные траты на медиа.

Главный редактор интернет-журнала «7х7» Софья Крапоткина сказала РБК, что,​ по опыту работы ее издания, «чем дальше регион от Москвы, тем свободнее чувствуют себя региональные медиа». Важным фактором для работы СМИ она называет «адекватность» региональной администрации и ее способность к диалогу с журналистами. «История про госфинансирование СМИ — это тоже про адекватность администрации, — рассуждает Крапоткина. — Где-то договоры на информационное сопровождение действуют ровно так, как написаны, а в других регионах аналогичные формулировки подразумевают полный отказ от критики чиновников». В то же время в регионах общественно-политическому СМИ существовать и устойчиво развиваться исключительно на рекламные деньги «невозможно», уверена главред «7х7». По ее словам, на региональном рынке нет рекламодателей, у которых были бы достаточные бюджеты и независимость от региональной администрации одновременно.

×
Ваш браузер устарел
Пожалуйста, обновите его или установите новый.
Ваш браузер не обновлялся уже несколько лет. За это время некоторые сайты стали использовать новые технологии, которые он не поддерживает и не может корректно отобразить страницу. Чтобы это исправить, попробуйте установить новый браузер.