Перейти к основному контенту
Политика ,  
0 

Членов Еврокомиссии обяжут раскрыть информацию о связях с бизнесом

Евросоюз вступил в борьбу за прозрачность государственных структур и их связей с бизнесом: с 1 декабря 2014 года члены Еврокомиссии должны будут публиковать информацию обо всех контактах с представителями бизнеса и лоббистами. Эксперты предупреждают, что для достижения полной прозрачности европейских институтов будет необходимо дальнейшее ужесточение лоббистского законодательства. Это может затронуть и российские компании, которые защищают свои интересы в Брюсселе
Фото: Getty Images
Фото: Getty Images

С 1 декабря 2014 года все члены Еврокомиссии должны будут в обязательном порядке разглашать информацию обо всех контактах с представителями бизнеса и профессиональными лоббистами. Обязательная отчетность станет одним из первых шагов в рамках «Инициативы о прозрачности» (Transparency Initiative), которую провозгласил новый председатель ЕК Жан-Клод Юнкер 19 ноября.

В перспективе систему регистрации лоббистских контактов планируется распространить на всех чиновников при еврокомиссарах, глав генеральных дирекций ЕК (отвечают за целые направления политики ЕС, например за торговлю, энергетику и другие). А к концу 2016 года европарламент должен будет разработать законодательную базу по регулированию лоббистских практик.

Институт лоббирования в Евросоюзе начал стремительно набирать популярность в 1990-х годах, когда государства политического блока стали передавать все больше полномочий в ведомство Брюсселя. По оценкам некоммерческой организации Corporate Europe Observatory, которая давно борется за создание жесткого контроля лоббистской деятельности в ЕС, сегодня на 31 тыс. европейских чиновников приходится около 30 тыс. лоббистов: большее давление оказывается на законодателей только в Вашингтоне. При этом в отличие от США в Европе практически отсутствует законодательство о регулировании лоббизма.

По оценкам Corporate Europe Observatory, около 75% законодательных актов и инициатив принимаются под воздействием заинтересованных лиц. Это не значит, что корпорации заставляют политиков принимать «нужные» решения, но они могут, к примеру, предоставлять законодателям весомые аргументы при обсуждении законов, от которых зависит их коммерческая деятельность. А Совет ЕС – главный исполнительный орган власти Европы – считается самой непрозрачной структурой в Брюсселе, отмечает издание EU Observer. 


Лоббирование в США

США могут похвастаться самым развитым институтом лоббирования в мире, а американская система раскрытия информации о лоббистской деятельности считается во многих аспектах лучшей в мире. Но, несмотря на то что законодательство требует достаточно подробного раскрытия лоббистской работы, люди, занимающиеся лоббизмом в Вашингтоне, по-прежнему находят способы оставаться в тени. На бумаге число зарегистрированных лоббистов и официальные расходы на лоббирование сокращаются каждый год, но на практике эта деятельность просто уходит в «подполье», утверждал в марте 2014 года журнал Nation. Виной тому – лазейки в законах, плохой контроль за их исполнением и развитие все более изощренных лоббистских стратегий, комментировал изданию профессор Американского университета в Вашингтоне Джеймс Тербер. Официальные траты на лоббирование в США в 2013 году составили $3,2 млрд, но Тербер оценивает реальную цифру в $9 млрд в год.

Раскрытие лоббистской деятельности в США регулируется двумя актами – Законом о раскрытии лоббирования (LDA) 1995 года и Законом о регистрации иностранных агентов США (FARA), действующим еще с 1938 года. При этом FARA, как следует из его названия, распространяется исключительно на иностранных граждан, иностранные правительства и организации и их лоббистов. Закон обязывает любого агента, представляющего интересы иностранного государства или лица, зарегистрироваться в Министерстве юстиции США и регулярно подавать документы, раскрывающие цель лоббистской деятельности, доходы агентов и расходы в интересах иностранного бенефициара.

По закону FARA в Вашингтоне регистрировались даже советские организации: в 1970-х годах – всесоюзное объединение «Международная книга» (занималось международными торговыми операциями с книгами, журналами, грампластинками и коллекционными марками), а также «Интурист» и «Аэрофлот». Сейчас в соответствии с FARA зарегистрированы иностранные агенты, представляющие министра иностранных дел Сергея Лаврова, бизнесмена Олега Дерипаску, Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ) и правительство РФ (через компанию Ketchum).


Если раньше государство предлагало обществу принцип «верь мне», то теперь общество требует от государства доказательств, и мы «хотим вам их предъявить», заявил по поводу инициативы вице-председатель ЕК Франс Тиммерманс (цитата по EU Observer). Тиммерманс также отметил, что и члены европарламента, и европейский уполномоченный по правам человека, и представители СМИ будут крайне внимательны к этому вопросу.

Некоммерческие организации, вроде Corporate Europe Observatory, с одобрением восприняли заявление Еврокомиссии. Впрочем, предупреждают они, за словами о «новой прозрачности» должны последовать реальные действия по ужесточению законодательства в этой сфере, иначе инициативы не принесут реальных результатов. «Это шаг в правильном направлении, но я боюсь, что пока [c 1 декабря] правила будут касаться лишь небольшого числа чиновников из комиссии», – отметил в разговоре с РБК Оливье Хедеман из Corporate Europe Observatory. «Это лишь вершина айсберга», – сетует он, большая часть контактов с политиками по-прежнему останется «под водой».

Одна из ведущих коммуникационных фирм в Европе Burson-Marsteller считает, что практику обязательного раскрытия лоббирования необходимо ввести и в других институтах ЕС (а не только на уровне Еврокомиссии). «Тайное лобби в Брюсселе должно быть невозможным и неприемлемым», – заявила РБК глава брюссельского офиса Burson-Marsteller Карен Мэссан.

Лоббирование vs юридическая защита

Партнер юридической и лоббистской фирмы Alber&Geiger, которая, по информации СМИ, представляет интересы бывшего премьер-министра Украины Николая Азарова, Андреас Гайгер говорил РБК в июне, что считает лоббирование даже более эффективной мерой, чем юридическая борьба, в политически окрашенных делах – например, в случае с санкциями Евросоюза. Попавшие под санкции лица могут и должны пытаться обжаловать их в Европейском суде, объяснял Гайгер, однако такие дела могут затянуться на срок более двух лет. «Исход таких судебных процессов зачастую теряет всякую политическую значимость – через два года украинский кризис, возможно, уже не будет никого волновать», – полагает он. – Настоящей проблемой является то, что на протяжении этих двух лет людям под санкциями практически невозможно помочь: санкции продолжают действовать, им запрещен въезд в ЕС, а их активы заморожены». А с помощью профессионального лоббирования можно попытаться добиться положительного результата быстрее, чем в суде.

Непрозрачный реестр

В рамках инициативы Юнкера лоббистам, чтобы встречаться с политиками, придется в обязательном порядке регистрироваться в специальном реестре ЕК – Transparency Register. С момента создания реестра в 2008 году и до сих пор сама регистрация в нем и раскрытие данных были добровольными.

Тем не менее на сегодняшний день в Transparency Register зарегистрировано больше 7 тыс. организаций (причем только с начала 2014 года реестр пополнился более чем на тысячу регистрантов). Больше половины – корпорации и торговые ассоциации, около 900 зарегистрированных – это юридические и PR-фирмы, а также частные лоббисты.

В реестре есть и российские лица: в Брюсселе лоббирует «Газпром», ЛУКОЙЛ, «Интер РАО ЕЭС», ООО «Активил» (производит фосфорные удобрения из канализационных отходов) и новосибирский центр информационных технологий «УниПро». Однако данные, которые компании раскрывают, весьма туманны: так, из раскрытия ЛУКОЙЛа следует, что в 2013 году компания потратила на представительство своих интересов в Брюсселе €450–500 тыс. Какие это интересы – из документа не ясно. Представитель ЛУКОЙЛа пояснил РБК, что взаимодействие компании с институтами ЕС касается ряда инициатив Брюсселя, «которые затрагивают вопросы работы компании» – в первую очередь это Директива по качеству топлива и Директива по квотам на выбросы. ЛУКОЙЛ занимается представительством своих интересов в Брюсселе с 2008 года, говорится в документе, однако, сколько компания потратила за эти годы, не отражено. 

Крупнейший российский лоббист в Европе – это «Газпром». Только за первые три месяца 2014 года концерн потратил на эти цели более €1 млн (следует из раскрытия в реестре ЕК).

Реформа Еврокомиссии не должна затронуть зарубежные компании – никаких особых требований по сравнению с европейскими организациями к ним предъявляться не будет, отмечает Хедеман из Corporate Europe Observatory. Однако если Еврокомиссия действительно хочет добиться прозрачности, ей придется пойти на ужесточение запрашиваемой информации как у европейских, так и зарубежных лиц, поясняет эксперт. Например, они должны раскрывать имена лоббистов, вопросы или законы, по которым ведется лоббирование, и так далее. Европарламент попросил комиссию подготовить соответствующую законодательную инициативу до конца 2016 года, а Юнкер пообещал сделать обязательной регистрацию в реестре – «надеюсь, все это случится», добавляет Хедеман. В идеале, как только компания – тот же «Газпром» – нанимает консультантов, всем должно быть сразу ясно, сколько и кому она будет платить и что лоббировать, заключает эксперт.


«Газпром» – крупнейший российский лоббист в Брюсселе, причем лоббирует он не только своими силами, но и привлекает для этого европейских профессионалов. С 2007 года на «Газпром экспорт» работает влиятельная британская коммуникационная фирма GPlus Europe. По информации Jamestown Foundation, GPlus занимается связями концерна со СМИ, чтобы создать образ «абсолютно прозрачной» компании среди европейских партнеров.

В своем раскрытии за 2013 год GPlus указывает, что она оказывала услуги британской фирме Diversified Energy Communication (с пометкой – «для «Газпром экспорта») и за год получила от них €300–350 тыс. В профайле старшего партнера GPlus Тима Прайса говорится, что он является главным советником по коммуникациям «Газпром экспорта». На запрос РБК о том, продолжает ли GPlus работать с российской компанией, Прайс не ответил. «Газпром экспорт» не сумел предоставить оперативный комментарий.

GPlus также работает и на Россию – в списке ее клиентов значится американское PR-агентство Ketchum (с пометкой «для Российской Федерации»). И GPlus, и Ketchum входят в американский коммуникационный холдинг Omnicom Group. В профайле того же Тима Прайса указано, что он с 2006 года является старшим советником по взаимодействию со СМИ пресс-служб президента и премьер-министра России. В частности, Прайс консультировал их по саммиту «Большой восьмерки» в Санкт-Петербурге в 2007 году и на Хоккайдо в 2008 году. А другое брюссельское коммуникационное агентство – Aspect Consulting критиковало GPlus за разработку медиастратегии для России в разгар грузино-российского конфликта в 2008 году. Само Aspect Consulting работало в то время на грузинское правительство.  

GPlus считается одним из самых влиятельных лоббистов в Брюсселе и занимает шестую строчку по обороту (более €4 млн в год). В ноябре этого года у GPlus теоретически мог появиться еще один «инструмент влияния»: супруга одного из партнеров фирмы Томаса Барроса-Тэстетса – Кэтрин Рэй стала пресс-секретарем главы европейской дипломатии Федерики Могерини, написало 7 ноября радио «Свобода». 

Баррос-Тэстетс выступает в качестве «советника «Газпрома» в отношениях с руководством ЕС по вопросам конкуренции», пишет «Свобода», и указывает, что 29 октября лоббиста видели в Брюсселе вместе с российским министром энергетики Александром Новаком. Впрочем, в Еврокомиссии изданию сообщили, что Рэй уведомила Евросоюз о характере работы своего супруга. Ее деятельность на посту пресс-секретаря Могерини не нарушает этических правил, поскольку она отвечает за связи ЕС с Африкой, Латинской Америкой и странами Персидского залива, а с Россией работает Майя Косьянчич, пояснили в ЕК.


при участнии Ивана Ткачева

Авторы
Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 4 мая
EUR ЦБ: 98,56 (-0,08)
Инвестиции, 03 мая, 16:44
Курс доллара на 4 мая
USD ЦБ: 91,69 (-0,36)
Инвестиции, 03 мая, 16:44
Чемпионка мира по волейболу Кошелева получила должность в клубе из Италии Спорт, 17:37
Дроны атаковали село Муром в Белгородской области Политика, 17:28
В Харькове после взрыва начался пожар на предприятии Политика, 17:27
Минобороны сообщило об уничтожении танка Abrams и БМП Bradley Политика, 16:59
«Ипсвич» вышел в Английскую премьер-лигу впервые за 22 года Спорт, 16:54
Американец побил рекорд Кучерова по очкам на юниорском ЧМ по хоккею Спорт, 16:41
Раскрывшего «тайну» схождения Благодатного огня журналиста оправдали Общество, 16:37
Онлайн-курс Digital MBA от РБК
Объединили экспертизу профессоров MBA из Гарварда, MIT, INSEAD и опыт передовых ИТ-компаний
Оставить заявку
Правящие консерваторы утратили половину мест на выборах в Англии Политика, 16:30
Must-have в e-commerce: опыт крупных брендов РБК и Яндекс Реклама, 16:22
Сборная России во главе с Ротенбергом выиграла второй матч майского турне Спорт, 16:16
Вторая ракетка мира Синнер снялся с «Мастерса» в Риме из-за травмы Спорт, 16:14
Пять человек пострадали при взрыве в Белгороде Политика, 16:14
Вслед за Зеленским МВД объявило в розыск Порошенко Политика, 16:10
Чемпионка Уимблдона и тренер Мирры Андреевой оценила успехи россиянки Спорт, 15:50