Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
В Верховной раде заявили о риске Украины «не дожить» до зимы Политика, 08:36 Актер из «Стартрека» полетит в космос на корабле Безоса Общество, 08:32 Туристический потенциал регионов России. Карта РБК и Сбер, 08:18 Russ Outdoor начала переговоры о покупке оператора рекламы в метро Технологии и медиа, 08:00 В Свердловской области в квартире жилого дома взорвался газ Общество, 07:58 Афганские беженцы напали на военнослужащую США на армейской базе Политика, 07:37 Как сделать из смартфона платежный терминал для бизнеса РБК и Делобанк, 07:22 На месте крушения Ан-26 в Хабаровском крае возвели вертолетную площадку Общество, 06:52 Disney подала в суд на наследников прав на супергероев «Мстителей» Общество, 06:43 Как развить онлайн-торговлю за пять шагов РБК и Accenture, 06:22 Вирусолог предупредил о риске новой волны COVID-19 в российских регионах Общество, 05:58 Почти половина иностранных студентов не смогла вернуться в Россию Общество, 05:57 Генсек ООН и Лавров обсудили Афганистан, Сирию и Украину Политика, 05:14 Суд Канады освободил из-под домашнего ареста финдиректора Huawei Политика, 04:41
«Дело ЮКОСа» ,  

Госдума расширит перечень изымаемого у других стран имущества

Депутаты предложат правительству расширить сферу действия законопроекта, позволяющего арестовывать и изымать имущество иностранных государств на территории России: будет учитываться и имущество на континентальном шельфе
Фото: Олег Яковлев / РБК
Фото: Олег Яковлев / РБК

Законопроект правительства, позволяющий арестовывать и изымать имущество иностранных государств в России по решениям российских судов, в данной версии не затрагивает имущество этих государств на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ, следует из проекта заключения комитета Госдумы по собственности (есть у РБК). Инициативу о юрисдикционном иммунитете иностранных государств и их имущества в России комитет планирует рассмотреть во вторник, 22 сентября, подтвердил РБК председатель комитета, депутат-коммунист Сергей Гаврилов.

Комитет намерен поддержать законопроект в целом, следует из проекта заключения: принятие документа усилит защиту имущественных интересов России. Но комитет предложит скорректировать инициативу: в нынешнем виде она существенно ограничивает имущественную ответственность иностранных государств, указано в заключении. Такой вывод комитет делает из определения понятия имущества иностранного государства, содержащегося в законопроекте. Оно определено как имущество на территории России, находящееся в собственности или используемое иностранным государством. Но такое определение исключает из состава иностранного имущества то, что находится на иных территориях, где Россия осуществляет юрисдикцию согласно Конституции и нормам международного права, а именно на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ, указано в проекте заключения комитета.

На шельфе используются стационарные или передвижные платформы, комплексы подводного бурения, говорит Константин Симонов, директор Фонда национальной энергетической безопасности. Эксперт не считает, что принятие законопроекта спровоцирует панику у нерезидентов: документ подготовлен в ответ на арест счетов и попытки изъять российскую собственность за рубежом, что происходит в том числе и с нарушением международного права, когда делаются попытки арестовать имущество не государства, а частных компаний.

По работам на шельфе у России самая высокая степень зависимости от иностранного оборудования, но работы на шельфе иностранцев и так ограничены введенными санкциями, арктический шельф для них полностью закрыт, указывает Симонов.

Депутаты, кроме того, считают, что можно арестовывать и то имущество, которое находится в пользовании иностранных государств, например по договору постоянного бессрочного пользования и аренды, следует из проекта заключения думского комитета. То же относится и к имуществу, которое находится в собственности иностранного государства, но не используется им, добавляет комитет.

Видео: РБК

Законопроект разработан Минюстом после проигранного Россией иска бывших акционеров ЮКОСа на $50 млрд​. Внесенный летом документ ограничивает судебный иммунитет иностранных государств в России: определяет обстоятельства, при которых российские суды вправе рассматривать иски к иностранным государствам, независимо от их желания. Речь идет, в частности, о спорах, связанных с коммерческими сделками, трудовыми договорами, разбирательствах по поводу авторских прав и т.д. Иностранные государства также лишатся судебного иммунитета при разбирательствах об их правах на недвижимость и другое имущество, находящееся на территории России. Кроме того, иностранные государства будут привлекать к спорам по поводу возмещения вреда, если он хотя бы частично причинен на территории России.

Документ сохраняет иммунитет иностранных государств от применения российскими судами обеспечительных мер — в частности, от ареста их имущества на территории России: имущество смогут арестовать лишь в случае, если само иностранное государство на это согласится. Но иммунитет иностранных государств от исполнения решений российских судов будет ограничен: приставы по решению суда смогут забирать имущество, которое государство не использует для осуществления «суверенных властных полномочий».

Законопроектом определен перечень имущества, которое нельзя будет забрать у иностранного государства для исполнения судебного решения: имущество (в том числе деньги с банковских счетов) дипломатических представительств; военное имущество; не выставленные на продажу культурные и музейные ценности, а также имущество зарубежных Центральных банков и иных финансовых организаций. Изъятие имущества из этого перечня будет возможно только с разрешения самого иностранного государства.

Ограничения юрисдикционных иммунитетов государств предусмотрены конвенцией ООН 2004 года, сказано в заключении комитета Госдумы по собственности. Конвенция, в частности, определяет категории судебных споров, в которых государства не пользуются иммунитетом от юрисдикции других государств; законопроект Минюста включает эту конвенцию в российское законодательство. Действующее российское законодательство основано на концепции абсолютного юрисдикционного иммунитета и предоставляет иностранным государствам существенно больший иммунитет по сравнению с тем, что предусмотрен конвенцией ООН, отмечает профильный комитет Госдумы.

Магазин исследований Аналитика по теме "Нефть"